РУССКИЙ    |    ENGLISH
Художественная культура


Электронное периодическое рецензируемое научное издание ISSN: 2226-0072

2015 № 3-4 (16)

2015 № 3-4 (16)

Теория художественной культуры

Аннотация: Статья посвящена сложности междисциплинарного подхода в гуманитарных науках. Автор показывает, что увлечение заумной терминологией не ведет к обогащению науки. Рассмотрены основные современные способы для придания гуманитарным текстам наукообразия.
Ключевые слова: наука, граница, гибридные дисциплины, информация.

Художественная культура: история и современность

Аннотация: Статья посвящена малоизученному разделу творчества известного современного японского художника и графического дизайнера Ёко Таданори — его экспериментальной короткометражной анимации 1964–1965 годов. Этот раздел включает в себя три фильма, показанных в рамках фестивальной программы в Арт-центре Согэцу, и знаменует стилистический переход от модернизма к языку поп-арта. Ёко Таданори был одним из первых художников в Японии, вернувших в обиход искусства символы и образы национальной гордости, считавшиеся архаичными после поражения страны во Второй мировой войне. Анимация, созданная Ёко в середине 1960-х годов, отражала несколько тенденций в художественной жизни Японии, включая возродившийся интерес к национальному культурному наследию, актуальность художественных практик в международном контексте и тесное сотрудничество между художниками.
Ключевые слова: Ёко Таданори, японское искусство, короткометражная анимация, поп-арт.

Аннотация: Статья посвящена исследованию основополагающей тенденции постреволюционного периода отечественной художественной культуры —миростроительства. Идея строительства нового мира, нового человека, нового искусства — суть грандиозного утопического эксперимента по эстетической реорганизации действительности. В масштабности мыслимых преобразований, предполагающих теснейшую взаимосвязь социокультурной жизни с мирозданием, проявилась национальная специфика этой идеи. Различные ракурсы этой проблематики прослеживаются в широкой экспозиции разнообразных аспектов художественного сознания и искусства (преимущественно, живописи) 1920-х годов.
Ключевые слова: художественная культура, отечественное искусство, художественное сознание, 1920-е годы, миростроение, утопия.

Социальная философия и социология художественной культуры

Аннотация: В статье на примере современной России рассмотрена специфика аудитории радио классической музыки в социологическом аспекте. Рассмотрена методология измерений, результаты опросов аудитории эфирных и интернет-радиостанций, общий объем передач, закономерности поведения аудитории, ее типы. Данные отраслевых непрерывных измерений по Москве позволили увидеть тенденции в величине и структуре аудитории радио классической музыки в 2013-2015 годов.
Ключевые слова: радио, эфирная радиостанция, интернет-радиостанция, аудитория, отраслевые исследования, «Орфей», «Радио России».

Языки художественной культуры

Аннотация: В статье рассматривается, какое место занимают граффити и стрит-арт в институциях мира искусства и в работах его теоретиков. Автор прослеживает историю освоения рассматриваемыми арт-практиками различных институций мира искусства США, Европы и России. На широком материале отечественного и западного научного дискурса об искусстве проводится выделение ряда вариантов интерпретации граффити и стрит-арта. Автор делает вывод о наличии расхождения между сферой искусства и ее теоретическим осмыслением в отношении граффити и стрит-арта.
Ключевые слова: граффити, стрит-арт, искусство, институции, постмодерн, дискурс.

Аннотация: Автор рассматривает акустическое пространство в связи с концепцией фоносферы, выдвинутой в 1980-е годы доктором искусствоведения М.Е. Таракановым. В статье затронуто понятие «звукового ландшафта», приведены сравнения визуального и звукового пространств, подчеркнута взаимообусловленность фоносферы и шумовой среды.
Ключевые слова: акустическое пространство, фоносфера, звуковой ландшафт, визуальное пространство, шумовое пространство.

Прикладная культурология

Аннотация: Статья посвящена оптическим представлениям, которые устраивались с помощью различных типов волшебного фонаря и затрагивали естественно-научную тематику. Поскольку источники искусственного света в это время были не очень мощными, значительная часть таких спектаклей проходила после захода солнца. Хотя такие зрелища воспринимались публикой в первую очередь как способ приятно провести время, зачастую они служили просветительской цели, и о них нередко отзывались как о возможности совместить приятное с полезным. Этот «симбиоз» поучительного и развлекательного стал предметом статьи. Автор рассматривает несколько видов проекционных фонарей, их историю и применение в целях образования и науки в России XIX века.
Ключевые слова: оптические зрелища, волшебный фонарь, солнечный микроскоп, фантасмагория, кинетозография, полиорама, визуальное просвещение, история науки и техники, история образования.

Аннотация: Статья посвящена изучению репрезентаций любовных переживаний в условиях современной медиасреды. Личная жизнь человека одновременно присутствует и в пространстве видимого, и в пространстве невидимого. Выражение интимных переживаний традиционно осуществляется в рамках иносказательной системы, которая трансформируется под воздействием медиатехнологий. Репрезентация любовных переживаний актуализирует процесс самоопределения, в результате чего публичное выражение любви может стать политическим действием.
Ключевые слова: репрезентация, любовное переживание, массмедиа, публичное, интимное, дневник, зрелищность.

Новые издания

Город как сцена. История. Повседневность. Будущее / Сост. и отв. ред. доктор философских наук, профессор Е.Я. Бурлина, ред. коллегия: Л. Иливицкая, Ю. Кузовенкова, Я. Голубинов. В 2 т. Самара: Медиа-книга, 2015. - 388 с.

Телевидение между искусством и массмедиа. Сборник статей / Ред.-сост. А.С. Вартанов. Авторский коллектив: Ю.А. Богомолов, А.С. Вартанов, А.Н. Василькова, Ж.В. Васильева, Д.А. Журкова, В.В. Мукусев, Е.М. Петрушанская, Л.И. Сараскина, Е.В. Сальникова. – М.: Государственный институт искусствознания, 2015. – 452 с.