2017 № 3 (21)

Памятные даты
К юбилею Сергея Николаевича Соколова-Ремизова

Аннотация: В ноябре 2016 года Сектором искусства стран Азии и Африки ГИИ была проведена небольшая конференция, посвященная редкому юбилею – 85-летию Сергея Николаевича Соколова-Ремизова.
Ключевые слова: С.Н. Соколов-Ремизов.

Художественная культура: история и современность
Пятая драгоценность кабинета философа

Аннотация: В статье обращается внимание на эстетику иероглифической каллиграфии на китайских резных печатях (чжуанькэ), которые (наряду с кистью, тушью, бумагой и тушечницей) являлись необходимыми аксессуарами кабинета ученого. Возможности оценки художественных особенностей текстовых легенд печатей рассмотрены на примере работ выдающихся каллиграфов XVI в. Вэнь Пэна и Хэ Чжэня.
Ключевые слова: китайская каллиграфия, резные печати, вэньжэньхуа, Вэнь Пэн, Хэ Чжэнь.

Социальная философия и социология художественной культуры
Пиктограммы догонов (Мали)

Аннотация: Материалом исследования стали результаты полевой работы в Мали в 2015 и 2016 гг. Общая информация, содержащаяся в визуальных сообщениях догонов, связана с историей заселения Нагорья и различиями между его культурно-историческими областями. Автор предполагает, что у догонов существует иерархическая структура идеограмм. Идеографичность искусства догонов вовсе не отменяет его эстетической функции, которая, вопреки широко распространенному мнению, является для него важнейшей.
Ключевые слова: Мали, догон, изобразительное искусство, пиктография .

Языки художественной культуры
Музыка, выраженная кистью художника

Аннотация: Статья посвящена глубинной связи каллиграфии с музыкой и живописью в современной культуре. Автор показывает, что совершенно независимо от «восточного» или «западного» места проживания и деятельности художников, «неутомимые искатели нового» естественно вплетаются в многозначные культурологические связи различных национальных культур, подчёркивая удивительную общность креативной составляющей человеческого разума.
Ключевые слова: рага, раса, свара, ладо-интонационная система, художник, Ом Пракаш.

Прощальная эпоха папирусной графики

Аннотация: Статья посвящена последнему периоду истории древнеегипетской заупокойной литературы и искусству иллюстрирования папирусных свитков этого времени.
Ключевые слова: папирусная графика, «Книга Мертвых», Ахмим, Александрия, «Книга Дыхания», «Книга Амдуат», «Книга прохождения вечности», Древний Египет.

«Как если бы боги играли в людей». Трактат Окура Торааки «Варамбэ-гуса»

Аннотация: Торааки Окура (1597–1662), актер, мастер театра Кёгэн, один из представителей школы Окура, в 1660 году закончил трактат «Варамбэ-гуса» – практическое наставление, адресованное молодым ученикам, постигающим искусство Кёгэн. Трактат включает в себя не только практические советы, связанные с актерской техникой, в нем Торааки стремится выявить жанровые особенности театра Кёгэн и касается идеи комического в целом. Каково значение трактата для театра Кёгэн, каким типом комедии предлагает определять его Торааки, какие эстетические принципы и идеи составляют его теорию комического – ответам на данные вопросы посвящена статья.
Ключевые слова: японский традиционный театр, актерское искусство, Кёгэн, Окура, «Варамбэ-гуса».

Прикладная культурология
Китайские шествия с драконами

Аннотация: Статья посвящена театрализованным представлениям во Владивостоке и Хабаровске, которые воспроизводили сложившуюся в Китае структуру китайского Нового года. В их основу был положен основанный на древнем мифе о драконе сюжет, который выливается в праздник весеннего обновления природы и плодородия. В китайской мифологии и культуре дракон более двух тысячелетий является великим символом чести и достоинства.
Ключевые слова: дракон, праздник, китайский гонг, там-там, жанры искусства.

Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке

Аннотация: В статье дается обзор исследовательских работ о китайской музыке (традиционной и современной западного типа) за 2000–2015 годы, включая диссертации российских и обучавшихся или стажировавшихся в России китайских авторов (в Приложении приводится список диссертаций в хронологическом порядке). Выявляются особенности изучения китайской музыки в России, одна из которых – защита тем, связанных с китайской традиционной музыкой по разным научным дисциплинам (искусствоведение – по специальностям «музыкальное искусство» и «театроведение», культурология, педагогические науки, иногда – филологические науки, исторические науки, философские науки), что в современных условиях явно мешает планомерному изучению китайской музыки и обобщению научного материала.
Ключевые слова: китайская музыка, этномузыкология, этномузыковедение, музыкальная синология, диссертация, музыкальное образование.