2016 № 1 (17)

Теория художественной культуры
Классика в истории человечества. На примере оформления окружающей среды

Аннотация: Во все времена человек формировал свое окружение, опираясь на представления об окружающем мире и своем месте в нем. В статье классика рассматривается как воплощение свойственного человеку от природы чувства красоты. В его основе лежит триада: симметрия, регулярность и интуитивное осознание пропорциональности, которое древние греки перевели в модульную ордерную систему. В статье прослеживаются причины и этапы обращения к классике (симметрии, регулярности и выверенной пропорциональности), показывается, что в разные времена образы классики зависели от господствовавших в обществе идей.
Ключевые слова: классика, симметрия, регулярность, пропорциональность, картина мира.

Художественная культура: история и современность
Литературные видения радиоутопий в первой трети ХХ века

Аннотация: В работе Е.М. Петрушанской, в русле компаративных представлений о культуре, искусстве и массмедиа в России первой трети ХХ века, анализируются литературные тексты выдающихся отечественных мастеров словесности, где появляется образ и реалии новорожденного радио. Радио предстает как один из важных признаков футуристической картины мира: утопии и антиутопии.
Ключевые слова: радио, литература, музыка, поэзия, авангард, антиутопия, Советская Россия.

Социальная философия и социология художественной культуры
Судьбы авангарда в ибероамериканском мире

Аннотация: Автор ставит перед собой цель рассмотреть бытование авангарда первой трети ХХ века в одном из периферийных по отношению к традиционно «центральным» регионам мировой культуры. По укоренившейся инерции принято полагать, что зародившиеся в Европе «-измы» были пассивно усвоены латиноамериканскими культурами и развиты ею. Автор статьи полагает, что на самом деле ни один из составивших европейский авангард «-измов» в Латинской Америке по ряду причин не был апроприирован, не стал своим. Более того, сама латиноамериканская культура в лице разных ее творцов генерировала новые идеи и течения, оплодотворившие европейскую культуру и органично вошедшие в парадигму мирового авангарда. Основа этого феномена парадоксальна: остро переживавшая собственную цивилизационную дефицитарность, Латинская Америка не только создавала мифы и утопии, легитимировавшие ее бытийность, но и активно занималась компенсаторной, самосозидающей деятельностью.
Ключевые слова: авангард, транснациональность, Испания, Латинская Америка, парафраз, агглютинация, рекодификация, национальная типология, взаимовлияния, «инаковость», самосотворение.

Языки художественной культуры
Ретроспективное творчество: о феномене неовикторианской литературы

Аннотация: В статье рассматривается феномен неовикторианства как особая форма художественного переосмысления и живого бытования традиций английской литературы XIX века. Анализируются романы современных британских писателей Чарльза Паллисера и Антонии Байетт.
Ключевые слова: литература XIX века, английская литература ХХ века, неовикторианство.

Феномен «осовременивания» классики: к истории современных тенденций

Аннотация: В статье рассматривается история феномена осовременивания классической драматургии и литературы в рамках общеевропейской театральной эстетики. Автор прослеживает, как в разные эпохи проявлялось стремление театра к созданию абстрактного времени и пространства, что позже было усвоено и кинематографом. В заключение рассматриваются некоторые наиболее типичные варианты осовременивания классики в художественном кино наших дней.
Ключевые слова: театр, кино, сценический костюм, классика, классицизм, неоготика, модернизация, гипертекст, историчность, время.

Прикладная культурология
Сетевой дискурс как жанр: сценарий, режиссура, реквизит. Об одной из возможных стратегий в форумных дискуссиях

Аннотация: Рассматриваются ментальные особенности пользователя русскоязычного сегмента Сети, выявляемые при анализе форумного интернет-общения. Предлагаются новые методологические принципы объяснения генезиса сетевого общения.
Ключевые слова: сетевой дискурс, виртуальная личность, виртуальная идентичность, гипертекстуальность.