2013 № 3 (8)

Теория художественной культуры
История одной рокировки

Аннотация: Начиная с эпохи Ренессанса, искусство постепенно освобождается от влияния религии. Более того - оно перехватывает ряд ее функций: кодовую и профетическую, поскольку в силу своей динамичности успешнее справляется с вызовами времени, чем религия. Однако ни религия, ни искусство ничего не утрачивают, но лишь обретают свою идентичность.
Ключевые слова: искусство, религия, идентичность, время.

Художественная культура: история и современность
Тема смерти в русском провинциальном искусстве конца XVIII – первой половины XIX вв.

Аннотация: В статье рассматривается творчество представителей племен самодийской группы, которые обучались в художественной студии при Институте народов Севера (1926–1941). Кратко освещена история создания студии; работы художников-северян сопоставляются с древними космогоническими мифами.
Ключевые слова: самодийские племена, творчество, художественная студия, космогонические мифы, история.

Социальная философия и социология художественной культуры
Телевидение и общество: нравственный конфликт

Аннотация: В современной России общество и телевидение пребывают в состоянии затянувшегося конфликта. Конфликт этот имеет этический характер и становится все более глубоким. И если в погоне за сверхприбылью каналы не изменят тактику и стратегию своего развития, не прислушаются к требованиям телезрителей, то страну ждут новые институциональные изменения в виде ужесточения рекламного законодательства, образования новых форм социального контроля.
Ключевые слова: конфликт, этнос, телезритель, реклама, социальный контроль.

Языки художественной культуры
Символ Тарковского и Мамардашвили в контексте платонизма: непереводимость трансцендентного

Аннотация: Концептуальному переводу понятия "трансцендентное", а также связанному с ним понятию "символ" посвящена эта статья. Трудность перевода этих понятий на язык современной культуры состоит в том, что для них возможно только описание, но не объяснение. Это, в свою очередь, связано с особым родом онтологии, которая отсылает к Платону. Символ, который имманентен и трансцендентен одновременно, будет проанализирован на примере философии Мераба Мамардашвили и кинофильмов Андрея Тарковского. Понимание символа Тарковским связано с философией искусства Павла Флоренского и богословием символа Псевдо-Дионисия Ареопагита.
Ключевые слова: трансцендентное, символ, онтология, имманентность, Тарковский, Флоренский.

Новые издания
Рецензия

Рецензия на книгу В. А. Кузьминой Психоделическое искусство. Между архаикой и современностью. – М., ГИИ, 2013. С. 202.

Хроника научной жизни