2017 № 2 (20)

Теория художественной культуры
Визуальная кинестетика в искусстве эпохи дабл-пост

Аннотация: Культура дабл-пост превратила постмодернистскую модель разъятого, «рифленого» и «складчатого» мира в более сложные модели «динамического хаоса», упорядоченность которого задается особыми, фрактальными алгоритмами и отражается в виде иерархий вложенных структур. При этом культуре дабл-пост присущ особый кинестетический формат, для которого характерна виртуализация пространственного, тактильного и телесного.
Ключевые слова: арт-проекты, постмодерн, сетевое искусство, визуальная кинестетика, перформанс.

Развлечение: фермент или формат?

Аннотация: Статья, написанная в форме научного эссе, посвящена пониманию развлечения как объекта исследования. Ассортимент развлечений в системе культурных практик весьма внушителен, все они образуют отдельную сферу культуры, но для науки она по-прежнему terra incognita. Автор пытается выделить некоторые наиболее важные основания и функции развлечений.
Ключевые слова: развлечение, деятельность, сознание, игра, искусство.

Художественная культура: история и современность
Образ города и ночи в литературе западноевропейского декаданса

Аннотация: В статье рассматривается западноевропейская культура конца XIX – начала XX веков, часто определяемая как культура декаданса. Понятие декаданса до настоящего времени является весьма неоднозначным, и в статье оно трактуется как «темный романтизм». В нем сохраняются основные черты романтизма первой половины XIX века, но интерпретируются они представителями декаданса в пессимистическом ключе. В частности, если у романтиков любимыми образами были живая природа и солнечный свет, то у представителей декаданса они заменяются на искусственно созданную городскую среду и ночное освещение газовых фонарей. Эти образы декаденты ощущали скорее негативно, но в тоже время получали от них своего рода наркотическое удовольствие.
Ключевые слова: культурология, декаданс, романтизм, ночь, город.

Utile dulci miscere: «поучительное и занимательное» в публичных оптических зрелищах в Санкт-Петербурге и Москве первой половины XIX века

Аннотация: Статья посвящена оптическим представлениям, которые устраивались с помощью различных типов волшебного фонаря и затрагивали естественнонаучную тематику. Поскольку источники искусственного света в это время были не очень мощными, значительная часть таких спектаклей проходила после захода солнца. Хотя такие зрелища воспринимались публикой, в первую очередь, как способ приятно провести время, зачастую они служили просветительской цели, и о них нередко отзывались как о возможности совместить приятное с полезным. Этот симбиоз поучительного и развлекательного стал предметом статьи. Автор рассматривает несколько видов проекционных фонарей, их историю и применение в целях образования и науки в России XIX века.
Ключевые слова: оптические зрелища, волшебный фонарь, солнечный микроскоп, фантасмагория, кинетозография, полиорама, визуальное просвещение, история науки и техники, история образования.

Трансформации образов ночи и тьмы в современном популярном кино

Аннотация: В статье ставится вопрос о соотношении современных кинообразов ночи и тьмы с романтической традицией. Автор рассматривает мотивы из фильмов Джима Джармуша, Тима Бертона, Дэвида Линча, Тимура Бекмамбетова, сериалов «Шерлок», «Твин Пикс», «Игра престолов» и др. Анализируется постмодернистское построение образов темного начала, цветовая гамма, парадоксы символизации. Жизнь визуальных мотивов популярного кино представлена в контексте сюжетов и жанровых особенностей современной киноэстетики, а также смыслового поля современной культуры.
Ключевые слова: кино, анимация, постмодернизм, символизм, фэнтези, ад, ночь, тьма.

Социальная философия и социология художественной культуры
Художественный рынок и наука об искусстве

Аннотация: Начиная с XVIII века, художественный рынок стал одним из основных способов распространения художественных ценностей в обществе, превратившись в составную часть мировой художественной культуры. Современная социология искусства, которая рассматривает художественную культуру как социальную систему, не может обойти вниманием такой важный объект. Его специфика и сложность предопределяют необходимость применения междисциплинарного подхода, который позволяет рассмотреть художественный рынок как сложное и многогранное социокультурное явление. В статье речь идет о художественном продукте, имеющем материальное (вещное) воплощение. Рынок исполнительских видов искусства остается за рамками нашего исследования.
Ключевые слова: художественный рынок, ценность, культура, междисциплинарный подход, художественный продукт.

Языки художественной культуры
Эстетика скримо

Аннотация: Статья посвящена одному из новых стилей DIY – скримо. DIY объединяют общие корни в панк-роке. С начала 2000-х гг. субкультуры хардкор-панка начали формироваться особые стратегии противостояния системе (выхода из системы ценностей доминирующей культуры), которые имеют не столько контркультурный, сколько альтернативный характер. Образовалась две линии: 1) радикальная (активная гражданская позиция, социальный активизм), к ней относится фактически исходный хардкор-панк и 2) творческая, создание эстетики постмодернистского «неоромантизма». К последней можно отнести скримо.
Ключевые слова: панк, хардкор, DIY, скримо, визуальные коды, абстракция.

Сайнс-арт – высокотехнологичное развлечение?

Аннотация: Science-art (сайнс-арт) – это направление актуального искусства, где при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах, разработках и достижениях, воплощается художественный образ.
Ключевые слова: актуальное искусство, посткультура, интерактивность, эдьютейнмент.

Прикладная культурология
«Ночной» возврат к средневековому карнавалу

Аннотация: В статье анализируются формы уличного театра, карнавальных представлений и игр, которые используют ночь как структурообразующий элемент. Отталкиваясь от концепции «нового Средневековья» и teatro all’italiana, автор рассматривает некоторые ночные фестивали: Фестиваль уличных театров и циркового искусства Circumnavigando, проходящий в Генуе в самом конце декабря и представлявший собой парад всех видов площадного искусства, а также некоторые аналогичные российские действа («Ночи в Дивногорье», «Эльфийские игры» и др.).
Ключевые слова: уличный театр, карнавал, М. Бахтин, ночь.

Перформанс, флюксус, ток-шоу: искусство-жизнь в реальном времени

Аннотация: Статья посвящена альтернативным художественным практиками – опус-действию, хэппенингу, флюксусу, воспроизводящему жизнь в ее собственных формах, инструментальному театру и др. Для них характерны документальность, интерактивность и процессуальность в игровых формах как способы привлечения и развлечения современных зрителей-слушателей.
Ключевые слова: опус-действие, хэппенинг, флюксус, искусство, интерактивность, реконструкция, документальность.