2012 № 2 (3)

Теория художественной культуры
Идеи постгуманизма и трансгуманизма

Аннотация: Статья представляет собой краткий экскурс в историю понятиий «трансгуманизм» и «постгуманизм». В представлении о «постгуманизме» нет единства, позиционируемое как явление «пост», оно характеризует стремление человека определить проблемное поле современной культуры, переосмыслить её стереотипы. Футурологический вектор «постгуманизма» связывает будущее человечества с невероятным разрастанием технической искусственной среды. Это сближает «постгуманизм» с утопическим проектом «трансгуманизма» и верой в то, что технический прогресс и его воздействие на человеческий организм – это путь к свободе и бессмертию человека.
Ключевые слова: трансгуманизм, постгуманизм, современная культура, человечество, искусственная среда.

Французские поэты – идеологи музыкального искусства

Аннотация: Статья посвящена взаимосвязи музыки и литературы во французском искусстве. Рассматриваются выборочные фигуры поэтов и литераторов (Малларме, Кокто, Пруста и др.), оказавших концептуальное влияние на творчество композиторов нескольких поколений XX столетия.
Ключевые слова: музыка, литература, Малларме, Кокте, Пруст и др.

Памятные даты
Художественная культура: история и современность
Мифы нашего времени: Две«Алисы»

Аннотация: Статья посвящена анализу двух произведений: литературной сказки девятнадцатого века «Приключения Алисы в стране чудес» писателя Льюиса Кэрролла и современному фильму режиссера Тима Бертона «Алиса в стране чудес». В статье показаны особенности трансформации сказочных сюжетов современной культурой, выдвинуты гипотезы некоторых причин востребованности жанра фэнтези, ставшего сегодня «наследником» волшебной сказки.
Ключевые слова: волшебная сказка, фильм, современная культура, фэнтези.

Национальный стиль татаро-башкирской музыки и Урало-поволжье: между имперской идеологией и индустрией рынка

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению процессов, происходивших в профессиональной музыке (как устной, так и письменной традиции) Урало-Поволжского региона с конца XIX вв. В центре внимания – процесс перехода от этнической культуры к советской имперской цивилизации, в ходе рассмотрения которого вскрываются истоки и развитие конфликта между политикой «культурной революции» в национальных республиках СССР 1920-1930-х годов и традиционной татаро-башкирской музыкальной культурой, сохранившей свой культурный код со времен Золотой Орды и Казанского ханства.
Ключевые слова: профессиональная музыка, переход, этническая культура, культурная революция.

Языки художественной культуры
«Новая нарративность» и дизъюнктивное повествование в видеоарте 1970-80-х годов

Аннотация: В статье анализируются особенности художественного языка и творческие приёмы, использовавшиеся в работах американских и европейских видеохудожников в период с конца 1970-х до окончания 1980-х годов. Автор рассматривает факторы, которые способствовали формированию специфических постмодернистских художественных стратегий и повлияли на появление интереса художников к особым формам дизъюнктивного экранного повествования.
Ключевые слова: художественный язык, видеохудожник, постмодерн, экран, художественная стратегия.

Прикладная культурология
Ночная культура: освоение новых пространств, жанров и форм

Аннотация: Статья посвящена современным поискам ночной культурной жизни в России. Рассмотрены ночные клубные образования, в архетипе которых сочетание ночного ресторана с музыкой, большей частью, авторской, и танцами, их основные новые концепции, главным образом, в столицах. Рассмотрен процесс джентрификации в городах России и ее роли в развитии нового авангарда. Оценена роль государственных учреждений культуры в организации ночной жизни и некоторых видов спорта.
Ключевые слова: ночная жизнь, музыка, танец, джентрификация, учреждения культуры.

«Я повернул глаза зрачками в душу»: ночь и ужас в кино и вокруг нас

Аннотация:Увеличивающийся информационный поток все больше одолевает человека множеством новых проблем. Их вбирает в себя кинематограф, чтобы потом показать, как это выглядит со стороны. Одним из постоянных спутников страха всегда была ночь. Почему именно ночное время так манит к себе создателей и потребителей всевозможных страшилок? Один из возможных ответов – в этой статье.
Ключевые слова: кинематограф, страх, ночь, зритель, художник.

Новые издания
Верность теме, верность методу

Рецензия на книгу М.Н.Афасижева «Изображение и слово в эволюции художественной культуры. Эпоха Возрождения»

Живая история

Рецензия на книгу Г.Г.Дадамяна «Атлантида советского искусства. 1917–1991»