2011 № 1 (1)

Теория художественной культуры
От эстетики эпохи модерна к философии искусства в ее актуальной форме. Очерк первый

Аннотация: Статья посвящена смене эстетики философией искусства в контексте перехода культуры от модерна к постмодерну. Рассматриваются возникновение и становление двух тенденций в истории культуры, воздействующих на конституирование эстетической системы, становление новой эпистемы.
Ключевые слова: дезантропоморфизм, искусство, культура, модерн, постмодерн, чувственное, философия искусства, эпистема, эстетика.

Художественная культура: история и современность
К предыстории технической визуализации. Предметы-спутники внутреннего созерцания индивида

Аннотация: Статья посвящена аспектам внутренней рефлексии, внутреннего наблюдения или созерцания индивида. Автор анализирует семантику традиционных предметов, которые способствуют внутреннему созерцанию. Сегодня это чашки, бокалы, сотовые телефоны. Но тенденция держать нечто подобное в руках или поблизости существовала в качестве стабильной потребности человека на протяжении веков. В статье анализируются культурные образы черепа, магической живой головы, головы в шлеме и священного сосуда как предыстория современных вещей для активации интеллектуальной рефлексии и внутреннего созерцания.
Ключевые слова: воображение, визуальное, зрелище, маска, человек, традиция, массовая культура.

Языки художественной культуры
О влиянии мультимедийных технологий на современную музыку

Аннотация: Статья посвящена проблемам влияния средств массовой коммуникации и новых технологий (экранных, компьютерных, мультимедийных) на формирование новых форм и средств выразительности музыкального искусства, появление новых синтетических музыкальных видов и жанров, указывающих на изменение эстетического восприятия в целом.
Ключевые слова: Массовая коммуникация, новые технологии, музыка, эстетическое восприятие, форма.

Прикладная культурология
Темная материя: О неявных аспектах художественной культуры

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы художественной культуры с точки зрения отношений сознания и бессознательного, чувственно воспринимаемого и невоспринимаемого, познаваемого с помощью научных методов и постигаемого интуитивно. Анализируются различные аспекты данной проблемы, рассматриваются позиции разных авторов на данный круг вопросов. В связи с этим обсуждается вопрос о возможности формирования специализированной художественной психотехники, направленной на расширение области осознания процессов взаимодействия искусства и человека.
Ключевые слова: художественная культура, сознание, бессознательное, психотехника, человек.

Новые издания