РУССКИЙ    |    ENGLISH
Художественная культура


Электронное периодическое рецензируемое научное издание ISSN: 2226-0072

Аудитория радио классической музыки в 2013-2015 годов

Цель настоящей статьи — рассмотреть специфику аудитории радио классической музыки в современной России в социологическом аспекте. Специальных работ, посвященных исследованиям аудитории радио классической музыки, совсем немного, они редки и спорадичны [27; 28; 29]. Это достаточно узкий сегмент исследований, лежащий на пересечении социологии музыки и социологии радио. Заметим, что и второе из перечисленных направлений также представляет собой очень узкий сегмент в социологическом поле. В этом узком сегменте изучению аудитории радио посвящено весьма небольшое количество научных публикаций [11; 26; 30]. Аудитории классической музыки в широком смысле также посвящено сравнительно немного работ [8; 9; 21 и др.]. Кроме того, есть работы более широкого плана, где аудитория (или публика) рассматривается в контексте бытования искусства (см., напр.: [4; 5; 22; 23; 24; 25 и др.].

С начала XXI века в нашей стране на коммерческой основе сложилась специальная система измерений аудитории радио, действующая в непрерывном ежедневном режиме, которая стала неотъемлемой частью отрасли радиовещания. Опираясь на данные этой системы, мы и рассмотрим, что собой представляет аудитория радио классической музыки в современной России с позиций эмпирической социологии.1

Классическая музыка в радиоэфире

Классическая музыка присутствует в эфире отечественных радиостанций с самых первых дней радиовещания. Авторы книги "Радиожурналистика" под редакцией профессора А.А. Шереля указывают: "Экспериментальное массовое вещание в России, как, впрочем, и в других странах, начиналось не с политических, а с литературно-художественных программ - радиоконцертов. 17 сентября 1922 года первый в стране радиоконцерт был передан радиотелефонной станцией в Москве: в эфире звучала русская музыка (Чайковский, Бородин и Римский-Корсаков) в исполнении выдающихся мастеров Большого театра - певицы Н.А. Обуховой, флейтиста А.И. Ларина и скрипача Б.О. Сибора" [19, С.18].

С момента начала регулярного радиовещания в СССР в 1924 году классическая музыка занимала весьма заметное место в эфире. Такое положение вещей сохранялось вплоть до распада СССР. Так, с 1960-х годов в СССР действовали четыре Всесоюзные программы Центрального радио, в современной терминологии – радиостанции или радиоканалы. Первая программа содержала передачи общего характера с большим количеством новостной и политической информации и множеством разнообразных цикловых рубрик. В сетке было место и для передач классической музыки. Вот, например, какую классическую музыку транслировала Первая программа Всесоюзного радио 19 декабря 1981 года: «... 10.25 Музыка Д.Шостаковича к кинофильмам… 15.15 П.Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром… 21.00 Вальсы советских композиторов...»2. В последней из перечисленных передач звучали вальсы Г.Свиридова, А.Хачатуряна, Д.Шостаковича и др. Вторая программа Всесоюзного радио конца советского периода – хорошо известный и поныне «Маяк», вещающий в эфире с 1964 года. Его сетка была построена по формуле "5+25": пять минут занимали информационные программы, после чего в течение 25 минут транслировалась музыка, преимущественно легкая эстрадная, хотя иногда звучали и классические произведения. Третья программа Всесоюзного радио в 1980-е годы – это радиостанция общего плана. Там, так же как и на Первой программе Всесоюзного радио, время от времени звучала классическая музыка.

А вот Четвертая программа Всесоюзного радио была полностью отведена под музыкальные передачи. И примерно 90% из них были передачи классической музыки. Приведем полностью программу передач на 19 декабря 1981 года: «10.03 – Играет камерный ансамбль «Барокко». 10.50 – Поет Ю. Гуляев. 11.50 – Г. Попов. Вторая симфония («Родина»). 13.00 Поет Таллинский камерный хор. 14.00 – И. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. 14.41 – Опера Н. Римского-Корсакова «Садко». 18.11 – Играет гитарист С. Марото. 19.07 – С. Баласанян. Восемь пьес для струнного оркестра. 19.36 – Вечер вальсов И. Штрауса. 21.00 – Концерт И.Архиповой и оркестра Большого театра СССР. 22.00 – Музыка балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». 23.00 – Из фондов радио. С. Танеев. Фортепьянное трио, романсы.»3. Однако территория распространения Четвертой программы была невелика - она работала в УКВ-диапазоне и охватывала лишь Москву, Московскую область и немного граничащие с Московской областью регионы.

Грубый подсчет объема классической музыки в эфире всех четырех программ Всесоюзного радио в совокупной сетке вещания привел нас к следующей оценочной величине. В 1980-е годы в СССР круглосуточно работал только «Маяк», а объем вещания на каждой из остальных программ Всесоюзного радио составлял от 9 до 20 часов сутки1. Общий среднесуточный объем вещания на четырех программах составлял примерно 69-74 часов. Как указывает И.Керчели, в структуре всего объема вещания Всесоюзного радио к концу советского периода общий объем музыкального вещания на четырех программах составлял 52 часа в сутки.5 Но далеко не все музыкальные программы были связаны с классической музыкой - преобладала эстрадная музыка. По нашим оценкам, классической музыке в 1980-е годы на четырех программах Всесоюзного радио вместе взятых отводилось от 12 до 15 часов в сутки или 18-20% совокупного времени вещания, прежде всего, за счет передач Четвертой программы. При этом на остальных программах классическая музыка присутствовала в относительно небольших объемах.

Помимо четырех программ Всесоюзного радио, в СССР были местные радиостанции, которые также время от времени транслировали передачи классической музыки. Кроме того, были весьма специфические программы, прежде всего, иновещание - радиопрограммы для аудитории, находящейся за рубежом, а также т.н. адресные программы – для моряков, рыбаков, полярников. Однако мы оставим в стороне этот пласт радиовещания, поскольку не обладаем информацией о нем во всей необходимой полноте.

Какое место занимает классическая музыка на радио в современной Российской Федерации? Ответить на такой вопрос оказывается непросто в силу целого ряда обстоятельств. Начнем с того, что ландшафт радиовещания кардинально изменился. За точку отсчета возьмем 1990 год, когда стали появляться первые коммерческие радиостанции – подавляющее большинство из них были музыкальными, но не имеющими отношения к классической музыке. Основанием для их возникновения стало принятие в СССР «Закона о средствах массовой информации», в котором разрешалось использовать рекламу в качестве источника дохода СМИ, в том числе для радиостанций. До этого момента на территории Российской Советской Федеративной Советской Республики (РСФСР), входившей в состав СССР, которая после распада последнего была реорганизована в современную Российскую Федерацию, насчитывалось 4 всесоюзных и около 150 региональных радиостанций (в современной терминологии), если не считать вещания, направленного на зарубежные страны, и адресных программ. По состоянию на 1 января 2016 года в Российской Федерации официально зарегистрировано 3408 радиоканалов всех уровней [20, С.38]. То есть произошло более чем двадцатикратное увеличение числа радиостанций, причем подавляющее большинство среди них – местные. Чаще всего некая местная организация получает лицензию на эфирную передачу сигнала, обычно в т.н. FM-диапазоне 6, и организует вещание в пределах одного города или на несколько большей территории, но редко превышающем радиус 50 км от передатчика.

Эфирных радиостанций, которые могут принимать не менее 10% населения, не так много – около 50. Среди них лишь одна станция специализируется на передачах классической музыки. Это радио «Орфей» - с 1991 года наследник Четвертой программы Всесоюзного радио после распада СССР. Однако по сравнению с советским периодом наблюдается прогресс. В отличие от Четвертой программы Всесоюзного радио, "Орфей" вещает круглосуточно и не ограничивает эфирное распространение Москвой и Московской областью - его принимают в 11 субъектах Российской Федерации. 7

Эфир этой станции содержит как трансляции музыкальных произведений, так и передачи с ведущими, где обсуждаются разные аспекты классической музыки. Среди них: «Бал», «Балет FM», «Вокалиссимо», «Высокая нота», «Гримерка «Орфея», «Евромикс», «И музыка, и слово», «Лабиринты. Тайная история музыки», «Музыка, которая вернулась», «Музыка в верхах», «Музыкальный маршрут», «Оперные страсти», «Рандеву с дилетантом», «Я – концертмейстер» и др. Их ведут известные журналисты и деятели культуры, такие как: А. Абдразаков, Л. Гергиева, Е. Жаринов, Л. Казарновская, М. Казиник, И. Кленская, Ф. Коган, И. Лиепа, В. Молчанов, А. Парин, Н. Рыбинский, И. Тушинцева и др. Каждый вечер в 20:00 в эфир выходит рубрика «Концертный зал радио «Орфей» - идет либо прямая трансляция из концертных залов или музыкальных театров, либо записи концертов или музыкальных спектаклей с ведущими российскими и зарубежными музыкантами. «Орфей» имеет тесные контакты с радиостанциями классической музыки в ведущих европейских странах и участвует в обмене записями высочайшего качества, с лучшими исполнителями мирового уровня. Все эфирные музыкальные материалы объявляются - сообщается имя композитора, название произведения, исполнители. На сайте радиостанции размещается полная программа передач8.

Еще одна радиостанция, в сетке которой представлен заметный объем классической музыки, - «Радио России. Культура». Программы классической музыки на волнах этой станции занимают здесь около 2,5 часов в сутки или примерно 10% от общего объема вещания. Здесь, как и на "Орфее", звучат произведения разнообразных жанров и стилей классической музыки. Ряд цикловых рубрик посвящен различным аспектам классической музыки. Среди них: «Камерный век» (ведущая И. Субботина), «Мы очень любим оперу» (А. Попов), «Спорная музыка» (А. Варгафтик) и др. Как и радиостанция «Орфей», «Радио России. Культура» участвует в обмене записями классической музыки с ведущими европейскими телерадиокомпаниями. В эфире регулярно звучат рубрики «Лучшая музыка Европы» и «Живые концерты EBU»9. Остальной объем вещания заполнен разнообразными программами культурно-просветительского содержания, радиоспектаклями и т.п. "Радио России. Культура" имеет сравнительно небольшую территорию распространения - его могут принимать в Москве, Московской области и немного на территории граничащих с ними областей. В зоне вещания, оценочно, проживает около 10% населения Российской Федерации.

Небольшой объем передач классической музыки присутствует также на «Детском радио» (около 1,5%) – в частности, там есть рубрика «Музыка большая-пребольшая», представляющая собой просветительскую передачу с трансляцией фрагментов опер и балетов. Однако и эта станция вещает в эфире далеко не по всей стране.

Несколько больший объем классической музыки имеется в сетке «Радио России» - он оценивается в 3-5% от общего времени вещания. На волнах «Радио России» звучат классические произведения различных эпох. Есть несколько цикловых рубрик, посвященных классической музыке, среди которых: «1001 тайна старинного романса», «Барочная практика» (ведущий Л. Малхазов), «Виват, маэстро!» (Т. Суворова), «Каскад-мажор» (Т.Суворова), «Капризы оперетты» (Т. Суворова), «Концертино Прага», «Кумиры оперной сцены», «Музыка без слов», «Музыка в событиях» (О. Русанова), «Музыкальная Европа» (Л. Осипова), «Музыкальная история» (М. Ланда), «Музыкальное путешествие с Артемом Варгафтиком», «Ночь в опере», «Потерянный рай», «Фонограф» (Л. Кириллова) и др. Это единственная в стране эфирная радиостанция, которую могут принимать свыше 90% населения Российской Федерации. У всех остальных станций - покрытие существенно меньше.

Если учесть, что, за редким исключением, радиостанции в современной России вещают круглосуточно, то можно оценить общий объем передач классической музыки в структуре крупнейших 50 российских радиостанций. Мы оцениваем его в 25-29 часов в сутки, что составляет 2-2,5% от совокупного объема вещания этих 50 радиостанций за счет четырех упомянутых радиоканалов («Орфей», «Радио России. Культура», «Радио России» и «Детское Радио»).

Картина будет неполной, если не упомянуть интернет-формы трансляции классической музыки. Мы ограничимся здесь лишь фиксацией факта их существования и сложности рассмотрения этого вопроса. В отличие от эфирных, онлайновые формы организации музыкальных аудиопотоков не всегда классифицируются как радиостанции, их часто даже не регистрируют как СМИ. Они в большинстве своем не входят в реестры радиостанций официальных органов контроля. Трудно также понять их национальную принадлежность, поскольку они могут быть размещены на серверах провайдеров вне России. Мы обращаем внимание на это «белое пятно» в изучении радиовещания и будем надеяться, что не слишком далеко то время, когда можно будет провести полномасштабный анализ этих форм бытования классической музыки. Однако исследования показывают, что эфирные радиоканалы классической музыки в современной России имеют гораздо большую по величине аудиторию, чем онлайновые станции. Так, если число людей, хотя бы раз в сутки слушающих «Радио России. Культура» с помощью радиоприемников, в 2015-2016 гг. составляло свыше 110 тыс. чел., то среднесуточное число посещений сайта этой радиостанции - от 2-х до 3-х тысяч (данные liveinternet.ru),т.е. в 30-50 раз меньше.

Итак, по сравнению с 1980-ми годами совокупный объем программ классической музыки на радио, выраженный в часах, вырос с 12-15 до 25-29 часов в сутки, прежде всего, за счет того, что, в отличие от советского периода, все радиостанции, на которых присутствует классическая музыка и передачи о ней, ведут круглосуточное вещание. При этом процентная величина объема программ классической музыки в эфире крупнейших российских радиостанций в настоящее время по сравнению с 1980-ми годами сократилось примерно с 18-20% до 2-2,5%, поскольку многократно возросло число радиостанций, большинство из которых – музыкальные радиоканалы, специализирующиеся на популярной эстрадной и рок-музыке.

Отраслевые исследования аудитории радио в России: общая характеристика

Вернемся к современной системе измерений аудитории радио в России. Данная система измерения развернута исследовательской компанией ТНС10: с 2001 года по Москве, а с 2005 года - в городах России численностью населения от 100 тыс.чел. и более. На данных ТНС производится построение сеток вещания радиостанций, медиапланирование, они лежат в основе экономических расчетов рекламной деятельности, как в отдельных радиокомпаниях, так и по отрасли радиовещания в целом. С 2010 года Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ежегодно выпускает отраслевые доклады, где фиксируется состояние отрасли с опорой на данные ТНС [12; 13; 14; 15; 16; 17; 18]. Поскольку доступ к производимым ТНС базам данных имеет очень ограниченный круг специалистов, эти данные практически неизвестны в академическом сообществе. Кроме непрерывно производимых данных об аудитории, отрасль располагает данными специальных разовых (ad hoc) исследований, которые на платной основе ведут многие коммерческие исследовательские центры, а также специалисты, работающие в самих радиокомпаниях.

Условимся все совокупное множество прикладных эмпирических исследований аудитории, как непрерывных, так и отдельных, разовых, которые разворачиваются в области радиовещания, называть отраслевыми.

Методологические особенности отраслевых исследований аудитории радио.

Начнем с описания общего для отраслевых медиаисследований теоретико-методологического базиса. Традиционно, с 1960-х годов социология массовой коммуникации и ее ответвления рассматриваются как эмпирические направления [1], и потому можно смело утверждать, что концептуально отраслевые исследования аудитории основываются на принципах эмпирической социологии (см., напр.: [2; 3; 7; 10 и др.]. До уровня теоретических построений доходят лишь немногие из исследователей-практиков. В лучшем случае формулируются исследовательские вопросы, на основании которых ставятся цели и выдвигаются гипотезы исследования и которые в дальнейшем можно развернуть в сторону некоторых теоретических моделей. Еще один важный методологический момент может быть определен как принцип полезности. Если исследование не нацелено на некоторую отдачу (причем, лучше, чтобы она была выражена в показателях экономической эффективности), то отраслевые средства, как и средства отдельной компании, на него не выделяются. Наконец, третий момент связан с тем, что эмпирические исследования в сфере медиа часто носят междисциплинарный характер.

Какие цели ставятся в исследованиях аудитории на радио? В предельно сжатой форме картина выглядит примерно так. Главная цель - максимизация величины аудитории радиостанции. Когда эта цель становится труднодостижимой и аудитория перестает расти, то ставится цель удержания аудитории на достигнутом уровне. Для достижения главной цели необходимы мониторинговые механизмы - постоянное отслеживание набора стандартных параметров аудитории. Так в отрасли возникает потребность в непрерывной системе измерения аудитории.

Однако самое сложное - понять причины прихода и ухода аудитории, а это требует от исследователей дополнительных усилий, порой весьма изощренных. Здесь открывается широкий круг прикладных задач, направленных на выявление отношения радиослушателей к эфирному содержанию в самых разнообразных аспектах, а также на изучение мотивации, особенностей поведения и многих других аспектов. Часто идет поиск ответов на вопросы типа: "Что лучше ставить в сетку вещания по понедельникам с 8:00 до 12:00?", "Какой ведущий программы лучше воспринимается публикой?", "Какой контент закупать для трансляции?" и т.п.

Отсюда нетрудно понять, что локально возникающие микрозадачи требуют применения самого широкого исследовательского инструментария, сочетающего в себе социологические, психологические, экономические и другие методы. Наиболее распространены такие методы, как массовые опросы, в том числе с использованием интернет-технологий, фокус-групповые исследования, аудиотестирование, глубинные интервью с радиослушателями, анализ высказываний на форумах сайтов радиостанций, экспертные оценки и многое другое. Обычно решение конкретной прикладной задачи происходит с помощью комплекса методов.

Итак, отраслевые исследования аудитории радио строятся в логике эмпирической социологии, они основаны на принципе полезности и носят, как правило, междисциплинарный характер. При этом почти всегда в качестве главной ставится цель максимизации величины аудитории радиостанции либо удержания данной величины на определенном уровне, достижение которой требует использования широкого методического инструментария.

Система непрерывных измерений аудитории радио.

Система измерения аудитории радио в России, начиная с 2005 года, развёрнута на нескольких уровнях: федеральном, субфедеральном, региональном и локальном. На федеральном уровне репрезентируется население всех регионов и поселенческих категорий. На субфедеральном уровне число репрезентируемых регионов и поселенческих категорий ограничивается. На региональном - репрезентируется население одного субъекта РФ, на локальном - более узкой территории, обычно население одного города. Измерения ведутся либо эпизодически, либо волнами (волна длится от одной до четырех недель непрерывно, после чего делается перерыв до следующей волны), либо аудитория измеряется непрерывно в течение всего времени.

Основным отраслевым измерителем радиоаудитории в России, как уже было отмечено, является компания ТНС, которая работает на субфедеральном уровне, репрезентируя население российских городов численностью населения от 100 тыс. чел. и более в возрасте от 12 лет и старше. Такой выбор генеральной совокупности обусловлен требованиями участников рынка радиорекламы, которые оплачивают этот дорогостоящий проект под названием «TNS Russia Radio Index». Размер генеральной совокупности по состоянию на 2016 год определяется в 63,3 млн. чел., что составляет менее половины российского населения. Годовой размер выборки составляет 150-160 тыс. чел. в год. В 2015 году компания ТНС опросила 154 тыс. 519 чел. [18, С.69]. Измерения проводятся непрерывно из специального колл-центра в Туле методом CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) – телефонное интервью с компьютерной поддержкой. При этом используется техника опроса DAR (Day-after-Recall) - интервью, в процессе которого респондентов спрашивают о том, что они слушали накануне, либо в сравнительно небольшой ретроспективе, например, в течение последних семи дней. Особым образом организованная база данных выдаёт на монитор рабочего места интервьюера в случайном порядке номера телефонов. Интервьюер дозванивается до респондентов и вводит их ответы в специальную компьютерную программу-опросник, с помощью которой формируется общая база данных.

На региональном уровне работают несколько крупных исследовательских компаний, а также ряд региональных социологических центров. У ТНС в рамках российской выборки отдельно представлены Москва и Санкт-Петербург, имеющие статус самостоятельных субъектов РФ, все города-миллионники и ряд городов с меньшей численностью населения. В 2015 году компания ТНС опросила в Москве 61 тыс. 570 чел., в Санкт-Петербурге - 30 тыс. 803 чел. [18, С.69].

Ниже мы ограничимся представлением данных по Москве, поскольку отраслевые данные российского масштаба интересующих нас радиостанций просто отсутствуют.

Аудитория радиостанций «Орфей» и «Радио Россия. Культура»: данные отраслевых измерений 2013-2015 годов в Москве

Прежде всего, рассмотрим набор наиболее распространенных стандартных параметров, которые сложились на российском рынке измерения аудитории радио. В практике анализа аудитории используются свыше 40 показателей. Однако ряд из них носит специальный характер, например, параметры оценки рекламных кампаний, которые лежат вне предмета нашего рассмотрения. Поэтому здесь мы ограничимся шестью. Это, с одной стороны, суточный, недельный и месячный охваты аудитории, а с другой стороны, четвертьчасовая аудитория, доля аудитории и среднесуточное время прослушивания. Определим их.11

  1. Суточный охват аудитории (Daily Reach) - количество людей из заданной генеральной совокупности, слушавших радиостанцию хотя бы раз в течение суток. Измеряется либо в абсолютных единицах, чаще всего в тыс. чел., либо в процентах от величины генеральной совокупности. ТНС предоставляет среднюю величину за период, в течение которого велось измерение. Поэтому обычно говорят о среднесуточном охвате. Строго говоря, эта величина привязана к суткам, т.е. 24 часам. Однако в практике вещания часто используют не 24 часа, а интервал с 6:00 до полуночи - именно такую величину некоторые радиокомпании считают стандартной. 
  2. Недельный охват аудитории (Weekly Reach) - количество людей из заданной генеральной совокупности, слушавших радиостанцию хотя бы раз в течение недели. Измеряется либо в абсолютных единицах, чаще всего в тыс. чел., либо в процентах от величины генеральной совокупности. ТНС предоставляет среднюю величину за период, в течение которого велось измерение. Предполагается, что обращение к станции может происходить в любое время суток. 
  3. Месячный охват аудитории (Monthly Reach) - количество людей из заданной генеральной совокупности, слушавших радиостанцию хотя бы один раз в течение месяца. Измеряется либо в абсолютных единицах, чаще всего в тыс. чел., либо в процентах от величины генеральной совокупности. Ниже будут приведены усредненные значения данной величины - будем называть их среднемесячным охватом. Предполагается, что обращение к станции может происходить в любое время суток. 
  4. Четвертьчасовая аудитория (Average Quarter Hour, сокращенно AQH) - средняя величина аудитории в 15-минутном интервале. Измеряется либо в абсолютных единицах, чаще всего в тыс. чел., либо в процентах от величины генеральной совокупности. В традиционных измерениях аудитории радио принято считать, что минимальный интервал времени, относительно которого респонденты сообщают более или менее достоверную информацию, равен 15 минутам. 
  5. Доля аудитории (AQH Share) - процентная величина, равная отношению величины AQH рассматриваемой станции к величине AQH радио в целом. Другая интерпретация данного параметра - доля совокупного времени, которое уделяет аудитория данной радиостанции, относительно всего времени прослушивания радио. Эта величина удобна для оценки конкурентоспособности радиостанции. Она является основным показателем аудитории радиостанции в большинстве европейских стран. 
  6. Среднесуточное время прослушивания (Time Spent Listening, сокращенно TSL) - среднее за сутки время прослушивания станции среди тех, кто ее слушал. Обычно измеряется в минутах. Компания ТНС предоставляет среднюю величину TSL за период, в течение которого велось измерение. Теперь, используя стандартные параметры измерения аудитории, рассмотрим их величину в Москве для радиостанций "Орфей" и "Радио России. Культура" по итогам 2013, 2014 и 2015 гг. (см. таб.1).
Таблица 1

 

"Орфей"

"Радио России. Культура"

 

2013

2014

2015

2013

2014

2015

Daily Reach 06:00-00:00, тыс.чел.

110,3

123,9

131,8

127,8

113,3

115,3

Weekly Reach, тыс.чел.

325,7

322,9

---

477,3

443,3

439,7

Monthly Reach, тыс.чел.

415,2

416,1

---

600,8

568,6

564,0

Daily Reach 06:00-00:00, %

1,1

1,2

1,2

1,2

1,1

1,1

Weekly Reach, %

3,1

3,0

---

4,6

4,2

4,1

Monthly Reach, %

4,0

3,9

---

5,8

5,4

5,3

AQH, тыс.чел.

9,8

---

---

4,8

3,8

4,6

AQH Share, %

0,8

---

---

0,4

0,3

0,4

TSL, мин.

124

---

---

53

47

57


К сожалению, с 2014 года ТНС ограничила объем данных об аудитории радио «Орфей», поскольку его финансовые возможности не позволили оплачивать весь объем информации. Для «Радио России. Культура» такой проблемы нет, потому что эта станция находится в структуре Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), имеющей многократно большие бюджетные средства плюс значительные внебюджетные доходы. Корректное сравнение по всему набору используемых параметров возможно лишь до 2013 года включительно.

Первое, что следует отметить, - у двух станций величина среднесуточного охвата находится примерно на одном уровне: от 110 до 132 тыс.чел. или в процентном выражении – от 1,1% до 1,2%. Однако у «Орфея» наблюдается небольшой рост этого показателя в пределах статистической ошибки, в то время как у другой станции – незначимое снижение. При этом средненедельные и среднемесячные охваты в 2013-2014 гг. аудитории были выше у «Радио России. Культура».

Обратим теперь внимание на среднесуточное время прослушивания обеих станций. У аудитории «Орфея» в 2013 году эта величина составляла 124 минуты. Для сравнения: лишь две радиостанции в Москве имели большее по величине значение TSL – «Радио России» (170 мин.) и «Эхо Москвы» (130 мин.) – «Орфей» занимал 3-е место по Москве по данному показателю. Среднесуточное время прослушивания «Радио России. Культура» было примерно в 2,5 раза меньше (53 мин.), что позволило ему занять лишь 49 место по данному основанию.

Примерно вдвое в 2013 году отличались и два других среднесуточных показателя – AQH и AQH Share. Средняя четвертьчасовая аудитория «Орфея» составила 9,8 тыс.чел., в то время как данный показатель «Радио Россия. Культура» равнялся 4,8 тыс.чел. – различие примерно вдвое. Как следствие, вдвое отличаются их доли аудитории, округленные до одной цифры после запятой, – 0,8% и 0,4% соответственно.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что радиостанция «Орфей» имеет в Москве небольшую по величине, но лояльную аудиторию, в то время как в составе аудитории «Радио России. Культура» присутствует значительное число случайных непостоянных слушателей.

Пересекаются ли аудитории этих станций? Точнее, вопрос следует поставить так: среди тех, кто хотя бы раз в сутки слушает "Орфей", сколько человек слушает также станцию "Радио России. Культура"? По данным ТНС, в 2015 году это пересечение было сравнительно невелико и составило 17,1 тыс.чел. из, напомним, 131,8 тыс.чел. (среднесуточный охват аудитории "Орфея"), т.е. 13,0%. При этом самое большое пересечение аудитории "Орфея" наблюдается с аудиториями радиостанций "Эхо Москвы" (28,1%) и "Вести FM" (20,1%). Аналогична ситуация и для аудитории "Радио России. Культура" - ее наибольшее пересечение наблюдается с аудиторией "Эха Москвы" (37,0%) радиостанции "Вести FM" (25,7%). Если за 100% принять среднесуточный охват аудитории "Радио России. Культура", то пересечение с аудиторией "Орфея" равняется 15%. Учитывая, что "Радио России. Культура" не ориентировано исключительно на трансляцию классической музыки, несложно понять, что при сходстве величины параметров две станции существенно различаются по содержанию и потому привлекают различную по составу аудиторию, а этот факт и объясняет сравнительно небольшое пересечение их аудиторий. Среднесуточный охват двух радиостанций вместе взятых в 2015 году в Москве составил 230 тыс.чел. - количество москвичей, которые хотя бы раз в сутки слушали либо "Орфей", либо "Радио России. Культура"12.

Еще один интересный вопрос: а много это или мало 1,1-1,2% москвичей, которые хотя бы раз в день слушали анализируемые радиостанции в последние годы? Поскольку речь идет о классической музыке на радио, то и сравнивать данные цифры надо с чем-то, сходным по содержанию. Такое сравнение было сделано в двух плоскостях. Показатели аудитории двух рассматриваемых радиостанций сравнивались с одной стороны, с показателями аудитории радиостанций классической музыки в ряде европейских городов-миллионников, а с другой стороны, - с аудиторией классической музыки в концертных залах и музыкальных театрах Москвы.

Оказалось, что показатели аудитории радиостанций классической музыки в европейских столицах, среди которых Берлин, Копенгаген, Лондон, Мадрид, Париж и Прага 13, находятся примерно на том же уровне, что и показатели радиостанций "Орфей" и "Радио России. Культура" в Москве, если использовать процентные величины. Так, среднесуточный охват аудитории находился в пределах от 1,0% (радиостанция "France Musique", Париж) до 3,1% (радио ВВС-3, Лондон), средненедельный охват аудитории - от 2,9% (радио "ČRo3 - Vltava", Прага) до 3,9% (ВВС-3, Лондон), а доля аудитории - от 0,4% ("ČRo3 - Vltava", Прага) до 1,1% (ВВС-3, Лондон). Таким образом, можно заключить, что в крупных европейских городах процентный охват аудитории радиостанций классической музыки составляет в среднем в течение суток 1-3%, в течение недели - 3-4%, а доля аудитории лежит в интервале 0,4%-1,1%. Параметры аудитории "Орфея" не выходили за пределы указанных интервалов. Следовательно, российский "Орфей" имеет сходные показатели аудитории.

Для оценки величины совокупной аудитории концертов классической музыки и музыкальных театров Москвы, была проанализирована вместимость (число посадочных мест) залов, в которых регулярно проходят концерты классической музыки и музыкальные спектакли, которые можно отнести к классической музыке (оперы, балеты, классическая оперетта). Оказалось. что в Москве насчитывается 57 залов, где с той или иной регулярностью проходят концерты классической музыки, среднее число посадочных мест в которых составляет около 350. Самую большую вместимость имеет Большой зал Московской консерватории (1757 мест). Залов, где идут музыкальные спектакли классической музыки, насчитывается 18 (сверх уже учтенных концертных залов), самый крупный из которых - Большой зал Кремлевского дворца съездов (6180 мест). Совокупная вместимость залов, где регулярно проходят концерты классической музыки, составляет около 17400, а залов, где ставятся музыкальные спектакли классической музыки, - 17600, в сумме - 35 тысяч. Отсюда легко понять, что среднесуточный охват аудитории как "Орфея", так и "Радио России. Культура" (110-132 тыс.чел. для каждой станции) в три-четыре раза превышает вместимость всех московских залов, где можно послушать классическую музыку в концертном и театральном исполнении в совокупности. Таким образом, речь идет о высокой социально-культурной эффективности радио классической музыки, возможности приобщиться к высоким образцам музыкальной культуры гораздо большему числу людей, чем могут вместить в себя московские залы.

Итак, две российские радиостанции, в сетках которых представлен значительный объем классической музыки, имеют сравнительно небольшую аудиторию в масштабах радиовещания. Однако сравнение с аудиторией живого исполнения классической музыки показывает, что станции выполняют важнейшую роль в распространении музыкальной культуры. Рассмотрим теперь социально-демографическую структуру двух радиостанций на основе параметра Daily Reach 6:00-0:00. В таблице 2 приведены основные структурные показатели московской аудитории радиостанций "Радио России. Культура" и "Орфей", усредненные за 2015 год.

Из таблицы видно, что есть две характерные особенности, отличающие эти две станции от других радиоканалов. Первая - высокий процент людей среднего и особенно старшего возраста в общей структуре аудитории. Слушатели в возрасте от 40 лет и старше составляют чуть более 77% аудитории каждой из двух радиостанций. Втора особенность - очень высокий процент высокообразованных слушателей: у "Радио России. Культура" - 74,7%, у "Орфея" - 85,7%. Аудитория "Орфея" является самой высокообразованной в Москве, и эта тенденция сохраняется на протяжении долгих лет.

Таблица 2

 

 

"Радио России. Культура"

"Орфей"

Все

Все

100%

100%

Пол

 

 

 

 

мужчины

44,0%

44,8%

 

женщины

56,0%

55,2%

Возраст

 

 

 

 

12-19 лет

7,0%

3,3%

 

20-29 лет

5,8%

7,9%

 

30-39 лет

9,8%

11,8%

 

40-49 лет

14,3%

13,2%

 

50-59 лет

18,0%

17,0%

 

60 лет и старше

45,0%

46,9%

Образование

 

 

 

 

неполное среднее

6,5%

2,9%

 

среднее

18,8%

11,4%

 

высшее

74,7%

85,7%

Социальный статус

 

 

 

 

Руководители

16,1%

9,5%

 

Специалисты

19,3%

15,3%

 

Служащие

 5,6%

6,0%

 

Рабочие

 4,0%

8,0%

 

Студенты, учащиеся

6,9%

3,4%

 

Пенсионеры

32,9%

43,7%

 

Безработные

4,4%

4,8%

 

Домохозяйки, молодые мамы

3,0%

2,3%

 

Нет ответа

7,8%

7,0%


Следствие этих особенностей - высокий процент пенсионеров в структуре аудитории обеих станций, более заметный у "Орфея", а также довольно высокий процент специалистов (имеются в виду квалифицированные специалисты с высшим образованием) и руководителей (от начальника отдела и выше). При этом по гендерному основанию наблюдается распределение, близкое к статистическому, - некоторое превышение женской аудитории.

На радиостанции "Орфей" была также предпринята попытка выявить, каков уровень музыкального образования ее слушателей. Обнаружилось следующее распределение по Москве: 24% слушателей "Орфея" имеют либо высшее (окончили консерваторию, музыкальную академию, другие музыкальные вузы), либо среднее специальное музыкальное образование (окончили музыкальный колледж, училище и т.п.); 40% имеют либо неполное среднее музыкальное образование (окончили неполную среднюю музыкальную школу), либо занимались немного музыкой (в музыкальных кружках, студиях), в том числе частным образом с педагогами. В то же время 20% аудитории вообще не занимались музыкой, а остальные затруднились ответить.

Итак, аудиторию радиостанции классической музыки "Орфей" в Москве отличает высокий уровень образования, за что станция снискала славу самой интеллектуальной радиостанции в России. Более трех четвертей слушателей имеет возраст от 40 лет и старше, а около двух третей занимались музыкой хотя бы на уровне частных уроков. В структуре аудитории "Орфея" присутствует довольно большой процент пенсионеров, а также высокообразованных специалистов и руководителей. По полу распределение близко к статистическому.

Аудитория "Радио России. Культура" по социально-демографической структуре близка к аудитории "Орфея". В ней несколько ниже процент слушателей с высшим образованием и пенсионеров, однако несколько выше процент высокообразованных специалистов и руководителей.

* * *

Подведем итоги. Итак, классическая музыка на радио занимала важное место в СССР с самого начала радиовещания в 1920-е годы. В современной Российской Федерации ее место оценить сложнее. С одной стороны, на протяжении последних 25 лет объем классической музыки, выраженный в часах, возрастал. В современной России на четырех российских радиостанциях с покрытием 10% населения страны и выше, где присутствует классическая музыка (радиостанции "Орфей", "Радио России. Культура", "Радио России", "Детское радио"), совокупный объем классической музыки и передач о ней составляет, оценочно, 25-29 часов в сутки. С другой стороны, в процентном отношении произошло уменьшение объема классической музыки по сравнению с 1980-ми годами с 18-20% на четырех программах Всесоюзного радио до 2-2,5% на пятидесяти крупнейших радиостанциях. Причина - почти двадцатикратное увеличение количества радиостанций, произошедшее с начала 1990-х годов.

В современной России сложилась отраслевая система измерения аудитории радио, в основе которой лежат принципы эмпирической социологии, полезности и междисциплинарности с использованием широкого методического инструментария. Важной компонентой этой системы является проект "TNS Russia Radio Index", в рамках которого в непрерывном ежедневном режиме по телефону опрашиваются радиослушатели на больших случайных выборках - в течение года число респондентов составляет 150-160 тыс.чел. в городах численностью населения от 100 тыс. чел. и более в возрасте от 12 лет и старше. Выявляется исключительно реальное радиослушание.

Данные отраслевых непрерывных измерений по Москве позволили увидеть ясные тенденции в величине и структуре аудитории радио классической музыки в 2013-2015 гг. Кратко эти тенденции сводятся к следующему:

  1. Величина аудитории радио классической музыки (на примере радиостанций "Орфей" и "Радио России. Культура") сравнительно невелика и составляет чуть более 1% людей, которые хотя бы раз в сутки слушают эти радиоканалы. В течение недели эта величина составляет 3-4%, в течение месяца - примерно 4-6%. Аналогичные цифры обнаруживают и радиостанции классической музыки в крупных европейских столицах - Берлине, Копенгагене, Лондоне, Мадриде, Париже, Праге. 
  2. Однако в абсолютных значениях суточный охват аудитории и "Орфея", и "Радио России. Культура" в Москве составляет 110-132 тыс.чел., что кратно превышает вместимость всех концертных залов российской столицы с классическим репертуаром и залов, где идут постановки спектаклей классической музыки (оперы, балеты, классическая оперетта). Следовательно, можно говорить о высокой социально-культурной эффективности радиостанций классической музыки, позволяющей гражданам, не имеющим возможности посещать филармонические залы и музыкальные театры, иметь доступ к высоким образцам музыкальной культуры с помощью радио. 
  3. Следует отметить рост аудитории радио "Орфей" на протяжении последних 10 лет, что указывает на возрастание потребности москвичей слушать классическую музыку по радио и, безусловно, большую аналитическую работу радиостанции по привлечению новой аудитории. 
  4. В структуре аудитории обеих радиостанций наблюдаются следующие характерные особенности. Это, во-первых, сильный сдвиг в сторону людей с высшим образованием. Данная тенденция особенно заметно выражена у аудитории радио "Орфей", которая на протяжении многих лет является лидером российского радиоэфира по проценту слушателей с высшим образованием. Во-вторых, это существенный сдвиг в сторону слушателей в возрасте от 40 лет старше. В-третьих, в структуре обеих радиостанций сравнительно высок процент квалифицированных специалистов и руководителей. В-четвертых, в структуре аудитории радио "Орфей" большинство слушателей имеет хотя бы небольшой уровень музыкального образования. При этом по гендерному основанию наблюдается распределение, близкое к статистическому. Пересечение аудитории двух станций невелико и составляет примерно 13-15% относительно каждой из них. 
  5. Большое число интернет-форм распространения классической музыки пока остается вне поля зрения академических исследований. Однако сравнение аудитории эфирного и онлайнового вещания одних и тех же станций, в частности "Радио России. Культура" приводит к выводу, что аудитория эфирного вещания, т.е. тех, кто слушает радио через обычные приемники, в несколько десятков раз превышает аудиторию онлайнового распространения.

Примечания

  1. Такая постановка цели связана с деятельностью автора, который в течение 25 лет выполняет функции исследователя аудитории экспертного уровня в государственных российских телерадиокомпаниях. 
  2. Радиослушателям // Вечерняя Москва. 18 декабря 1981. 
  3. Там же. 
  4. Всесоюзное радио. Краткая характеристика программ // Музей телевидения и радио [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4756 (Дата обращения: 30 июля 2016 г.). 
  5. Керчели И. Музыкальные программы Всесоюзного радио (из истории отечественного музыкального вещания) // Музей телевидения и радио [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=5743&page=1 (Дата обращения: 30 июля 2016 г.). 
  6. FM-диапазон понимается как частотный интервал радиосвязи от 87,5 до 108 МГц. Это технический термин, пришедший в Россию из западных стран вместе с их стандартами радиовещания в начале 1990-х годов. FM – аббревиатура от Frequency Modulation, что переводится как «частотная модуляция». Смысл данного термина в определенном способе заведения контента на несущую частоту. В теории связи доказывается, что частотная модуляция позволяет организовать, с одной стороны, эффективную защиту от помех вещания (в отличие от т.н. амплитудной модуляции), а с другой стороны, обеспечить технически эффективную трансляцию стереозвучания. С точки зрения традиций отечественной науки, FM-диапазон - лишь небольшой участок УКВ-диапазона, т.е. диапазона ультракоротких волн. 
  7. Это: Волгоградская обл., Курганская обл., Ленинградская обл., Липецкая обл., г. Москва, Московская обл., Пермский край, г.Санкт-Петербург, Свердловская обл., Смоленская обл. и Тульская обл. Некоторые из этих субъектов Российской Федерации распространяют "Орфей" не по всей территории, а лишь вблизи областных или краевых центров. 
  8. Программа передач // Радио классической музыки "Орфей" [электронный ресурс}. Режим доступа: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/broadcastingschedule (Дата обращения: 25 июля 2016 г.) 
  9. EBU – European Broadcasting Union (Европейский вещательный союз) – авторитетная международная организация, объединяющая крупнейшие государственные и общественные телерадиокомпании Европы. 
  10. Автор выражает признательность компании ТНС, лично ее генеральному директору Р.Р.Тагиеву и руководителю отдела изучения радио Ю.А.Николаевой за предоставленные возможности использовать данные измерений аудитории, полученные компанией, в академических целях. 
  11. За основу взяты определения, разработанные под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и опубликованные в книге [6]. - А.Ш. 
  12. Данная величина вычисляется так: охват "Орфея" плюс охват "Радио России. Культура" минус пересечение, т.е. 131,8+115,3-17,1=230,0 тыс.чел. - А.Ш. 
  13. Автор выражает благодарность коллегам из Группы европейских исследователей аудитории, приславшим эти данные. - А.Ш.

Список литературы

  1. Андреева Г. М. Современная буржуазная эмпирическая социология: Критический очерк. — М.: Мысль, 1965. — 303 с.
  2. Анурин В. Ф. Эмпирическая социология. М.: Академический проект, 2003. — 285 с.
  3. Беляева Л. А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе . — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 408 с.
  4. Вопросы социологии музыки / Ред.-сост. Е.В.Дуков. — М.: ГМПИ, 1990 −151 с.
  5. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. — М.: Классика-XXI , 2003. — 254 с.
  6. Единый глоссарий основных понятий, используемых в работе радиостанций в условиях перехода на цифровой формат вещания. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Российская академия радио; НП «Медиа Комитет», 2013. — 320 с.
  7. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 367 с.
  8. Казакова И.С. Восприятие эстрадной и классической музыки современной молодежной аудиторией // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы Сборник научных трудов. — М.:, 2015. С. 346-349.
  9. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика (социологические проблемы современной концертной жизни). Исследование. — Л.: Музыка : Ленингр. отд-ние , 1985 — 160 с.
  10. Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 383 с.
  11. Николаева Ю.А. Социологическое обеспечение программирования радиостанции: автореферат дисс. ... кандидата социологических наук.- М., 2004 — 20 с.
  12. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010. — 108 с.
  13. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под общ. ред. О.Я. Ермолаевой и А.В. Шарикова. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011. — 72 с.
  14. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под общ. ред. О.Я. Ермолаевой и А.В. Шарикова. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2012. — 92 с.
  15. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под общ. ред. О.Я.Ермолаевой и А.В. Шарикова. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013. — 97 с.
  16. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под общ. ред. О.Я.Ермолаевой и А.В. Шарикова. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014. — 100 с.
  17. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под общ. ред. О.Я.Ермолаевой и А.В. Шарикова. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. — 93 с.
  18. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под общ. ред. А.Г. Быстрицкого, О.Я. Ермолаевой и А.В. Шарикова. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. — 91 с.
  19. Радиожурналистика / Под ред. А.А. Шереля. 3-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. — 480 с.
  20. Роскомнадзор. Публичный доклад. 2015.- М.: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 2016.- 197 с.
  21. Рубинштейн А.Я. Публика концертов «Моцарт-марафона»: опыт социологического исследования (научный доклад). — М.: Институт экономики РАН, 2014.- 79 с.
  22. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России. Достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды. — СПб.: Алетейя, 2005. — 319 с.
  23. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей: Конкретно-социологическое исследование искусства в России второй половины ХХ века. История и методология. — СПб.: Алетейя, 2001. — 554 с.
  24. Хренов Н. А. Социальная психология искусства: Теория, методология, история. — М.: Государственный институт искусствознания, 1998. — 276 с.
  25. Хренов Н.А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. — М.: Аграф, 2007. — 495 с.
  26. Шариков А. В. Предпочтения радиослушателями различных типов передач и ожидания аудитории по размещению радиопрограмм (результаты социологического опроса).- М.: ВГТРК, 1997 — 68 с.
  27. Bergler M. Untersuchung zu Radioprogrammen mit klassischer Musik: Darstellung, Nutzung, Vergleich und Akzeptanz. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades des Fachbereichs Kunst, Musik, Gestaltung der Universität Paderborn. — Paderborn: Universität Paderborn, 2001. — 380 S.
  28. Bogue D. J. The radio audience for classical music; the case of Station WEFM, Chicago, detailed report. — Chicago: Communication Laboratory, Community and Family Study Center, University of Chicago, 1973. — 212 p.
  29. Jacobs B. C. L. Musica : the first guide to classical music on American radio stations. — Edison, N.J. : Musica Pub., 1978. — 44 p.
  30. Sommer, H.: «Musik im Radio», in: Arnold, Bernd-Peter und Siegfried Quandt (Hgg.): Radio heute. Die neuen Trends im Hörfunkjournalismus. Kommunikation heute und morgen, Band 3, Frankfurt/Main 1991, S. 161-170.