2017 № 4 (22)

Теория художественной культуры
Концептосфера русской культуры

Аннотация: Статья посвящена становлению и развитию концептосферы русской культуры, осмыслению ее строения и важнейших функций. Особую роль в формировании русской концептосферы как целостной литературогенной системы сыграл Пушкин, который структуру своего «семиотического Я» экстраполировал на русскую культуру в целом. В дальнейшем вокруг каждого из первичных концептов пушкинской концептосферы образовались гипертексты, а в результате их взаимного пересечения сложилась сеть концептов – вербальная «оболочка» цивилизации, универсальный метатекст русской культуры.
Ключевые слова: русская культура, литературоцентризм, семиотическое Я, концептуализация, система гипертекстов, метатекст.

Рост сложности мира в культуре

Аннотация: В статье предлагается рассматривать антропосоциогенез и, соответственно, культурогенез с информационных позиций, т.е. с учетом того, что любая природная и антропогенная система — биоценоз или культура — содержат в себе определенный объем информации, которым и задается сложность их структуры. Утверждается, что в силу этого ни одна такая система не способна породить из себя какой-либо объект, природный или социальный, структурно более сложный, чем породившая его система. Откуда следует, что Мир Природы не мог породить Мир Культуры без притока необходимой для этого информации извне, а Мир Культуры по этой же причине не сможет достигнуть состояния единой саморегулирующейся системы, способной беcконфликтно разрешать внутренние рассогласования.
Ключевые слова: информация, эволюция, структура, энтропия, «антиэнтропийные силы», Живое, Разумное, Мир Природы, Мир Культуры.

Художественная культура: история и современность
Данишмендидские мечети Кайсери

Аннотация: В архитектуре тюркской династии Данишмендидов была создана модель мечети, соответствовавшая условиям Центральной Анатолии и отличная от мечетей сирийского типа, появившихся здесь в конце XI в. Именно эта модель, заключавшаяся в дополнении зального пространства продольной базилики купольной михрабной ячейкой и световым колодцем, но лишенная предваряющего двора, повлияла на формирование «официальной сельджукской мечети» XIII в. Несмотря на перестройки, сходство сохранившихся мечетей Кайсери между собой и их отличия от более поздних памятников позволяют выделить основные черты данишмендидской модели.
Ключевые слова: архитектура Турции, мечеть, базилика, Данишмендиды, Кайсери.

Журнал «Советский экран» в юбилейном 1927 году

Аннотация: На материале публикаций журнала «Советский экран» за 1927 г. в статье анализируются некоторые темы, актуальные для киносообщества в год 10-летия Октября. В их числе тема юбилея и её освещения в кинопрессе, образ исторического события и трактовка исторической достоверности в кино, а также традиционно популярная тема «они о нас».
Ключевые слова: кинопресса 1920-х, кинофильмы к 10-летию Октября, «Советский экран» в 1927 г., образ другой культуры в кино.

Социальная философия и социология художественной культуры
Кинематограф эпохи революционной смуты: реальное и виртуальное

Аннотация: Статья посвящена социально-психологическим эффектам революций и их отражению в кинематографе. Автор доказывает, что революция не ускоряет исторический процесс, а замедляет его. Революция порождает анархию (это хорошо видно на примере Франции ХVIII века и России ХХ века), и для того, чтобы ее остановить, нужна жесткая власть. В связи с этим на примере кинематографа рассматриваются темы власти и массы в истории революционного движения.
Ключевые слова: парадигма, социальная психология, революция, Вайда, Дантон, Робеспьер, сакральность.

Фотосекстинг как развлечение: философско-культурологический аспект

Аннотация: Статья посвящена новому виду развлечений, уже завоевавшему огромное количество приверженцев, – созданию и распространению с помощью электронных устройств сексуально ориентированных фотографий респондентов. Автор анализирует исследовательскую ситуацию вокруг данной проблемы и предлагает взглянуть на нее с философско-культурологической точки зрения.
Ключевые слова: секстинг, фотосекстинг, развлечение, общение, хронотоп, самоидентификация.

Языки художественной культуры
Экранные отражения спортивных событий: конструирование реальности

Аннотация: Статья посвящена основным принципам конструирования трансмедийной среды, в которой экранные образы выходят за границы отдельных медиа. В качестве примеров были взяты две последние олимпиады: в России и в Бразилии. Эклектичная, полная художественных аллюзий структура шоу открытия Олимпиады в Сочи 2014 г., придуманная командой под руководством телевизионного режиссера Андрея Болтенко (Первый канал), с точки зрения драматургии была сделана с использованием художественных приемов российского авангарда начала ХХ века. Ей было сопоставлено Бразильское шоу 2016 года, в котором большую роль играли архаические элементы.
Ключевые слова: Олимпиада, модернизация, медиаплатформа, русский авангард, социальные сети, панк, архаика.

Искусство провокации и идеальный провокатор

Аннотация: Статья посвящена культурологической интерпретации термина «провокация». Автор рассматривает этимологию термина, парадоксы, которые возникали в историческом развитии этого термина. Особое внимание уделено функционированию его в новейшее время, в частности, в постмодерне.
Ключевые слова: провокатор, субъект, объект, стазис, провокативный метод, конфликт, снафф-видео.

Прикладная культурология
Артисты Русского Балета в Шанхае

Аннотация: В статье предпринята попытка описать обстановку творческой жизни артистов Русского Балета, оказавшихся после революционных событий в вынужденной эмиграции сначала в Харбине, а затем в Шанхае. Источником служит материал русскоязычных шанхайских газет «Шанхайская заря» и «Слово», в которых содержится обширный пласт информации о существовании русских эмигрантов.
Ключевые слова: Китай, Шанхай, русский балет, бал, народное гулянье.

Балы русской литературы как территория любви и смерти

Аннотация: Статья посвящена теме балов, широко представленной в сюжетах и коллизиях русской классической литературы. Балы – в столичных дворцах, губернских залах или частных усадьбах – всегда были местом встречи героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, в жизни которых могли поместиться любовь и счастье. Но почти всем им жестоко не везло ни в любви, ни в счастье. Несбывшееся счастье, как и безответная любовь, стали постоянной рифмой бальных историй, не говоря уже о таких экстремальных случаях, как «Бал гувернанток» в «Бесах» или «Бал у Сатаны» в «Мастере и Маргарите».
Ключевые слова: бал, любовь, обман, предательство, измена, смерть.