2015 № 1 (14)

Теория художественной культуры
Масса versus индивидуум

Аннотация: В статье рассматривается авангард начала ХХ века. Рассмотрен период, когда понятие творчества перестало быть прерогативой искусства и сделалось категорией социально-исторической, а сюрреалистическая революция начинала идти вместе с социальной. Для масс характерным стало мышление тотальными категориями инструментально-агрессивного характера. Прослеживается эволюция от мифообраза Всечеловека к образу человека-массы. Императив массы сопровождался самогипнозом заклинаний. Прослеживается коррелят танатологического и массовидного кодов, изменение фигуры суверенной личности и его трансформация в наднациональный образ homo totus.
Ключевые слова: авангард, творчество, массовая культура, личность, активизм, общественное сознание, философия имени, гротеск.

Художественная культура: история и современность
Дзэн и японское искусств

Аннотация: В статье рассматривается слияние эстетики и религии дзэн, характерной для японской традиционной культуры. Показано, как религиозные категории дзэн претворяются в художественно-эстетические практики, оказавшие влияние на все традиционное искусство Японии. Произведение японского традиционного искусства – религиозный акт, демонстрирующий реализацию человеком своей истинной природы – сатори.
Ключевые слова: дзэн, художественно-эстетическая практика, искусство, медитация, просветление, истинная природа.

«Популярное» и «элитарное» в музыкальном искусстве Западной Европы XIII-XIV веков: начало противостояния

Аннотация: Статья посвящена анализу природы взаимодействия академического и массового музыкального искусства на рубеже эпох Средневековья и Возрождения. Автор исходит из предпосылки культурного подобия исторических периодов, находящихся на расстоянии 600 лет, поэтому, рассматривая функционирование «популярного» и «элитарного» пластов культуры в XIII-XIV вв., находит соответствующие параллели в XIX–XX вв. Особое внимание при этом уделено традиции cantus publicus, становившейся на протяжении указанной эпохи всё более доступной для восприятия и включившей в сферу своего воздействия также музыку церковного обихода.
Ключевые слова: элитарная музыка, массовая музыка, развлечение, жонглер, песенная традиция, Арабская музыка, церковные жанры.

Социальная философия и социология художественной культуры
Социология искусства как часть искусствознания: становление и развитие. Часть II

Аннотация: В статье описаны процессы становления и развития современной социологии искусства, определены закономерности, главные факторы и основные этапы ее формирования, раскрыты механизмы ее изменения, а также дана характеристика современного ее состояния. Получены ответы на сложные и важные вопросы: об отношениях социологии искусства с эстетикой и искусствоведением, о ее объекте и предмете. Статья дает возможность представить генезис современной социологии искусства как часть общего процесса формирования науки об искусстве.
Ключевые слова: искусствознание, эстетика, социология, общество, художник, публика, институт.

Языки художественной культуры
Феномен мобильных экранов. «Интимная» коммуникация

Аннотация: Автор размышляет о современных трансформациях публичной сферы и медиапространства повседневности. Мобильный телефон оказывается важным центром и публичного, и приватного пространства. А пользователь мобильного телефона становится живой территорией транзитов, символом тотальной трансмиссии современного мира. Статья анализирует эволюцию предметов, принадлежащих интимному кругу коммуникации. После эры телесно-сексуальной доминанты наступает период духовной доминанты. Рассматриваются возможности мобильного телефона инициировать формирование новой психологии, образа жизни, повседневных ритуалов.
Ключевые слова: визуальная культура, коммуникация, экран, мобильный телефон, публичная сфера, приватное пространство, виртуальная реальность, урбанистическое медиапространство.

Прикладная культурология
Куда ведет нас телегид…

Аннотация: В статье рассматривается феномен успеха журналов-телегидов («Антенна», «7 дней», «Телепрограмма», «Теленеделя»), включенных в общую систему медийной коммуникации и массовой культуры (ТВ – печатные СМИ – массовая культура). На конкретных примерах рассматривается переформатирование прежнего советского дискурса и презентация героев прошлого как современных медиаперсон. Выясняется, как подача значимых политических событий в телегидах включается в медиаритуалы массовой культуры.
Ключевые слова: медиаритуалы, медийное конструирование реальности, массовая культура, телегид, СМИ.

Новые издания
In memoriam