РУССКИЙ    |    ENGLISH
Художественная культура


Электронное периодическое рецензируемое научное издание ISSN: 2226-0072

Жизнь в параллелях

К 75-летию Владимира Михайловича Петрова

Удивительная область человеческой деятельности – научное творчество. Живет внешне неприметный человек. Потом оказывается, что он придумал нечто такое, что не могли придумать до него другие. Фамилия его становится известна. Его ждут слава, почет, может быть, встречи с сильными мира сего. Но он не обращает внимания на открывшиеся возможности. Ему некогда. Вероятно, он больше всех чувствует, что жизнь конечна, а он может не успеть сделать то, что должен. Кому? Скорее себе, чем Ему.

Эти мысли навеяла мне биография моего коллеги по Институту искусствознания Владимира Михайловича Петрова.

Родился он 20 декабря 1937 г. в Москве, в Замоскворечье в семье интеллигентов. Отец – инженер-гидролог, мать – педиатр. Первый заметный контакт с искусством прошел именно в школе – он стал «Президентом школьного драмкружка». После школы поступил в Московский энергетический институт, сначала на профильную для института электротехнику, показалось мало, добавил еще один факультет более академичный – физический. После окончания – работа в одном из физических институтов, где и дослужился до поста заведующего сектором измерений. В 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам внутреннего фотоэффекта в твердых телах. В начале 1970 он оставляет физику и начинает работу в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, где занимается математической социологией, системным анализом, обработкой данных. Но это оказалось только переходным периодом в его жизни. В 1978 году он оказывается в Институте искусствознания. Здесь его работа сосредотачивается на проблемах художественной жизни, теории и истории культуры – предметах бесконечно далеких от тех, с которыми он имел дело раньше. Но именно они стали делом его жизни. Не знаю, задавал ли он себе вопрос о логике своего движения в науке. Ведь Институт искусствознания стал полем его исследований по измерениям в искусстве, поиску внутренних закономерностей искусства и общества. Просто он поменял «твердые тела» на живое искусство. 

Но это официальный послужной список. А параллельно у него развивались другие жизни – творческая и культурологическая. В институте, несмотря на учебу на двух факультетах, умудрялся заниматься искусством – театром, кино, но, главным образом, литературой. Еще до окончания института в 1960 году начал участвовать в неформальной литературной жизни Москвы. Выступал как поэт и прозаик в пяти московских самиздатовских журналах, позже опубликовал книги художественных переводов "Калейдоскоп. Английская, французская и итальянская поэзия XIX-XX столетий» и сборник собственных стихов "Обратимость времени. Из лирики 1950-1980-х годов" (М., 2000). Был организатором, одним из теоретиков этих течений.
Почти одновременно увлекся семиотикой. Здесь сошлись его талант математика и тонкое чувство языка. Почти десять лет (1964-1973) он руководил Эстетической секцией проблемной группы по семиотике при МГУ. Был одним из популяризаторов западных работ по семиотике. Это он перевел часть текстов в замечательной книге "Семиотика и искусствометрия: Современные зарубежные исследования", книге, которая сыграла большую роль в пропаганде семиотики в искусствознании. Одновременно он становится одним из основателей серии научно-популярных ежегодников "Число и мысль".

Думаю, что когда он начал работать в Институте искусствознания, Петров кожей ощутил холод отношения носителей традиционного искусствознания к «пришельцу». Среда действительно была новая и не очень гостеприимная. Но Петров не сломался. Он не понаслышке знал, какими разрешающими возможностями обладают точные науки и использовал их в своей методологии для постижения зыбкого мира искусства. Докторская диссертация "Методологические и методические проблемы комплексного исследования приобщения человека к искусству" была защищена в Институте искусствознания в 1993 году и поставила точку в его самоопределении. Он вырастет до должности главного научного сотрудника, будет ездить по стране, читать лекции, проводить семинары. Он станет почетным профессором Пермского и Краснодарского государственных институтов искусств и культуры, Азербайджанского института искусств и архитектуры, выступает на международных конференциях, читает лекции для студентов на английском языке, получает должность адъюнкт-профессора Калифорнийского университета (США). Сегодня он является членом редколлегий международных журналов "Empirical Studies of the Arts", «Социология. Методология. Методы. Математическое моделирование», “Problems of Art and Culture”. Его избирают в Академию гуманитарных наук, Международную академию информатизации, где он становится вице-президентом отделения информационной культуры, В.М. Петров – вице-президент Международной ассоциации эмпирической эстетики. Много лет работает экспертом ВАК. И пишет. Сейчас в его портфеле около 600 работ, книг и статей на разных языках! 

И пусть ему ветер дует в паруса!