2016 № 2 (18)
Аннотация: В статье рассматривается проблема демассификации художественного спроса в цифровую эпоху. Основное внимание уделяется анализу процесса трансформаций массовой культуры в новой медиареальности и того влияния, которое он оказывает на взаимоотношения людей с искусством. Описываются концепции Длинного хвоста и глокальности культуры, а также наиболее значимые вызовы, которые ставит перед обществом новая парадигма культуры.
Ключевые слова: цифровая революция, демассификация, Длинный хвост, персонализация, нишевая культура, эговещание, глокальность культуры, информационная фильтрация.
Аннотация: Статья исследует различные проявления гендерной проблематики в советском неофициальном искусстве и художественной жизни на примере семейных соавторских союзов – творческих пар. Анализу подвергается материал, свидетельствующий о способах фиксации и репрезентации женского творчества в медиасфере, а также непосредственно сами работы.
Ключевые слова: репрезентация, искусство, гендер, неофициальное советское искусство, концептуализм.
Аннотация: Статья посвящена орнаментальному искусству выдающегося книгописца и художника-знаменщика XVI–XVII веков Федора Сергеева Басова. Автор рассматривает заставки старопечатного стиля в рукописных книгах, исполненные мастером, в сравнении с главным образцом его искусства – декоративным оформлением печатного Апостола Ивана Федорова и Петра Мстиславца 1564 года. Раскрываются основные приемы работы мастера: копирование заставок печатной книги (в целом композиционного решения и деталей), их переосмысление и создание авторских вариантов орнаментики. С этой целью используется элементно-структурный метод.
Ключевые слова: книжно-рукописное искусство, старопечатный стиль, искусство художника-знаменщика, Федор Басов.
Аннотация: На фоне общей статистической картины российского театрального процесса в статье рассматриваются изменения, происходящие с конкретными репертуарными театрами, разделенными автором на четыре типа: репертуарные театры консервативного типа; репертуарные театры современного типа; репертуарные театры без труппы; репертуарные театры – мультикультурные центры. Комплексный подход, применяемый в исследовании, позволяет зафиксировать и объяснить художественные и социокультурные процессы, происходящие с моделью репертуарного театра сегодня.
Ключевые слова: мультикультурный центр, репертуар, репертуарный театр, традиция, эксперимент.
Аннотация: Одной из ключевых тенденций развития философии в ХХ веке стала ее ориентация на телесность, понимаемую как источник смыслополагания (М. Мерло-Понти, Р. Барт). Эта идея породила отклик во всех искусствах, включая музыкальное. Отражение телесного в музыке происходит через «музыкальный жест» – концепцию, получившую огромный резонанс в мировом музыкознании (И. Стоянова, Д. Лидов, Р. Хаттен и др.). Изучение музыкального жеста ведется сегодня в самых разных направлениях: жест как феномен композиции, исполнительства, авангардной позы. В статье представлен обзор подходов к музыкальному жесту, сложившемуся в современной зарубежной науке.
Ключевые слова: телесность, музыкальный жест, концепции музыкального жеста И. Стояновой, Р. Хаттена, музыкальная композиция.
Аннотация: В статье фиксируется ряд изменений, происходящих в современном театре: изменение функций зрителя и автора, значение движения и хореографии в спектаклях вне традиционного зрительного зала. Также выдвигается тезис о том, что современная театральная мода на «иммерсивные» спектакли, требующие физического участия зрителя, берет свое начало не только в американских и европейских перформансах 1950–1970-х годов, но и в идеях Платона Керженцева начала 1920-х годов о «новых хороводах», что говорит о глубоко архаичных корнях новых витков театральной модернизации. Предпринята попытка типологии спектаклей-«бродилок».
Ключевые слова: перформативный поворот, Эрика Фишер-Лихте, Платон Керженцев, Ханс-Тис Леман, театр участия, иммерсивный театр.
Аннотация: Статья посвящена «фольклорному движению», представляющему собой некоторые разновидности фольклоризма (получившие распространение в городах и республиках бывшего CCCP с середины 1960-х годов) и ставшему одним из интересных феноменов отечественной культуры второй половины ХХ века. Под фольклоризмом при этом понимается любое использование аутентичного фольклора вне естественной для него среды, в том числе на сцене.
Ключевые слова: фольклор в городе, аутентичный фольклор, народная традиция, фольклорные ансамбли, фольклоризм, «фольклорное движение», сценический имидж, Российский фольклорный союз.