2016 № 2 (18)

Творческие принципы в орнаментальном искусстве книгописца и художника-знаменщика Федора Сергеева Басова (XVI–XVII века)

Многие древнерусские рукописные книги представляют собой удивительные произведения искусства с точки зрения их художественного облика. Этому предшествовали кропотливый труд создававших рукописи мастеров и их профессионализм в своем деле. Главную работу — письмо текста — выполнял писец. Искусство каллиграфии каждого отдельного мастера отличалось своими особенностями начертания букв, их размером и т.д. Традиции, эстетическое чувство писцов и заказчиков рукописи подсказывали, что после написания книги она должна быть украшена. Миниатюры, орнаментальные заставки, маргиналии и буквицы исполнял художник-знаменщик. Иногда письмо книги и ее декоративное оформление принадлежали одной руке.

Примером такого творческого подхода были мастера-братья Стефан, Федор и Гаврила (по прозвищу Иван) Сергеевы Басовы, работавшие в последней четверти XVI — начале XVII века. Об их искусстве более широко стало известно благодаря работе Т.В. Анисимовой. Исследователь назвала ранее не известные в науке книги, переписанные и украшенные братьями [1; 2]. Это позволило другим ученым (Н.П. Парфентьеву [7; 9, с. 53], С.А. Семячко [16, с. 406, 408, 409]) продолжить атрибуцию рукописей1.

Несмотря на некоторые общие черты искусства Стефана, Федора и Гаврилы Басовых (такие как: схожие почерки, выработанные, очевидно, намеренно с целью будущей совместной работы над одной книгой [8, с. 48], обращение в создании орнаментальных заставок в качестве образца к одним и тем же первопечатным книгам), со временем сформировались особенности творческой манеры каждого из братьев.

Выдающимся мастером, сочетавшим в себе профессиональные умения книгописца и художника-знаменщика, был Федор Сергеев сын (Сергеевич) Басов. Его орнаментальное искусство, по оценке Н.П. Парфентьева, отличалось «твердостью руки в рисунке и штриховке, строгой выверенностью и идеальным глазомером при соблюдении зеркального расположения элементов орнамента в заставках», «четкостью и изяществом рисунка, отсутствием ошибочных линий, исправлений» [9, с. 26].

Овладение навыками книжно-рукописного искусства, впоследствии талантливым мастером, вероятно, проходило в Твери вместе с братьями. Их активная творческая деятельность была связана с Москвой, где Стефан, Федор и Гаврила, возможно, создали артель по переписке книг [9, с. 25], а затем с многочисленными заказами Строгановых (исполненных Стефаном и Федором).

Уже в ранние годы творчества Федор Басов проявил себя как знаменщик, отбиравший наиболее близкие ему примеры орнаментики печатных книг и переосмысливавший их на основе собственного художественного мастерства. Следуя старопечатному стилю, Федор ориентировался в своем искусстве на лучшие его образцы, неоспоримым среди которых для многих художников была книга Апостол 1564 года Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца.

Многие элементы и приемы создания ее орнаментики восходят к гравированному «Большому прописному алфавиту» конца XV века нидерландского художника Израэля ван Мекенема. Серия листов включает изображения букв латинского алфавита (по 4 на каждом) из лиственных мотивов с фантастическими шишками и плодами. Однако, переосмысленные русскими первопечатниками, они были художественно переработаны и знаменщиками рукописной книги, в том числе Федором Басовым.

При сравнении декоративного оформления украшенных Федором рукописей с заставками печатного Апостола 1564 года, используя метод элементно-структурного анализа [9, с. 41]2, можно выявить определенные принципы, которыми руководствовался мастер Басов при создании своих орнаментальных композиций.

Первый его творческий принцип основывается на копировании заставок из Апостола. Мастер передает не только композиционную структуру черно-белого поля, но и следует сохранению первоначального замысла во всех подробностях. Однако и здесь мы не найдем в искусстве Федора заставок, полностью и точно совпадающих во всех мельчайших деталях с искусством знаменитых первопечатников. Самым неявным отличием между ними в этой связи стали чуть более выступающие за границы поля заставки элементы (шишки, листья, обвивающие границы) в рукописях Федора [например: 5, л. 130; 11, л. 455, 461, 473, 479, 487] (рис. 1).

Рис. 1. Пример копирования Федором Басовым заставки Апостола 1564 года (слева) с вариантом незначительно выступающих по боковым сторонам листьев [11, л. 455]

or1.jpg or2.jpg

Иногда небольшие различия в рисовании отдельных элементов приобретают вариацию формы: удлиняются (например, украшения полей) [11, л. 408] или сжимаются в пространстве [5, л. 36]; становятся более утолщенными [5, л. 130, 177; 11, л. 461, 487] или в деталях приобретают более заостренные концы [11, л. 479]; упрощаются (украшения верхних полей) [12, л. 1]; имеют другой внешний узор, покрывающий их, и несколько измененную точку зрения (почти фронтальную, а не верхнюю) [6, л. 214 об.; 11, л. 473] (рис. 2).

Рис. 2. Пример копирования Федором Басовым заставки Апостола 1564 года (слева) с вариацией формы элемента-навершия [11, л. 473]

or3.jpg
or4.jpg

Второй принцип связан с переосмыслением композиционного решения заставки за счет замены элементов орнаментики Апостола другими, выходящими за пределы прямоугольного поля: создание своего варианта навершия и украшений верхнего и нижнего полей. Федор не просто видоизменяет форму компонента-образца, а на этом месте изображает совершенно другой элемент. При этом мастер может использовать в качестве образца украшения (или их отсутствие) нижнего поля, но качественно исправить верхние детали (рис. 3).

Рис. 3. Пример переосмысления Федором Басовым [11, л. 13] украшений верхней границы заставки Апостола 1564 года (слева)    

or5.jpg
or6.jpg

К примеру, Федор видоизменяет навершие и создает собственный вариант украшений верхней границы [6, л. 4] или отказывается от них [3, л. 88; 5, л. 36; 6, л. 183]; заменяет (или преображает) только навершие [11, л. 162, 542]; переделывает полностью декорирование верхней части (включая и навершие, и боковые украшения) [11, л. 13, 42]. В редких случаях изменены все выходящие за прямоугольное поле украшения (в том числе появляется другой узор основных элементов внутри формы) [10, л. 5; 13, л. 109]. Причем иногда мастер добавляет элементы там, где они не задумывались в печатной книге [11, л. 3] (рис. 4).

Рис. 4. Пример переосмысления Федором Басовым заставки Апостола 1564 года (слева) с прямоугольной рамкой и боковыми украшениями [11, л. 3]

or7.jpg
or8.jpg

Отдельным типом заставок были композиционные варианты с изображением сосуда в центре, от которого изгибаются по обе стороны листья (см. рис. 4). В одном из них в искусстве Федора этот мотив приобретает четко обозначенные границы прямоугольного поля заставки [5, л. 66 об.; 11, л. 3, 407; 10, л. 1; 13, л. 14], в другом — напротив, границы прямоугольника не прорисовываются [6, л. 41], в третьем — при совпадении отсутствия верхней границы включается стеблевая горизонтальная линия, которую обвивают листья [6, л. 234].

Третий творческий принцип в работе Федора Басова над орнаментикой проявляется в комбинировании нескольких композиционных частей разных заставок (чаще всего двух). К примеру, за основу мастер выбирает центральный, округлой формы мотив из листьев с навершием Апостола, а по сторонам от него изображает ранее встречаемые элементы, такие как острочешуйчатые шишки [11, л. 123] (рис. 5) или даже новые — бутоны цветов [5, л. 112], удвоенные тыквины [6, л. 35].

Рис. 5. Пример комбинирования Федором Басовым [11, л. 123] композиционных приемов заставок Апостола 1564 года (слева)

or9.jpg
or10.jpg
or11.jpg

В нескольких заставках роль ключевого центрального элемента выполняют стебли, перекрученные в различных комбинациях, при этом Федор меняет навершие, украшения [11, л. 507; 15, л. 1, 339], композиционный разворот элементов [15, л. 1].

Четвертый принцип развивает предыдущий: обращенная к печатному образцу композиционная структура включает иные элементы, в том числе уникальные, авторские [11, л. 527, 590], развивающие общее решение заставок (рис. 6). Они наполняются новыми компонентами, зачастую отсутствующими в искусстве Ивана Федорова и Петра Мстиславца: нарушается симметрия, появляются анималистические образы и черты [11, л. 585] (рис. 7).

Рис. 6. Пример комбинирования Федором Басовым композиционных приемов заставок Апостола 1564 года (слева) с введением авторского элемента [11, л. 590]

or12.jpg
or13.jpg
or14.jpg

Рис. 7. Пример создания Федором Басовым на основе заставки Апостола 1564 года (слева) новой композиции с введением анималистических образов [11, л. 585]


or15.jpg
or16.jpg

Наконец, пятым принципом в искусстве Федора Басова стало создание новых, неповторимых (по своим ключевым деталям и в целом) композиционных решений заставок — авторских. В одном из приемов художник использует знакомые элементы, но переосмысливает их значение. К примеру, отбирает понравившийся ему мотив навершия из заставки Апостола и создает из него полноценную заставку [11, л. 10 об.]. В других случаях в орнаментику Федора вводятся новые варианты шишек и плодов [4, л. 1; 14, л. 1], а также вводятся фантастические животные и птицы [11, л. 294, 593, 611]. Появляются и новые формы поля заставок вместо привычно прямоугольной [13, л. 377].

Рис. 8. Авторские заставки Федора Басова [3, л.  395; 11, л. 593; 13, л. 377]


17.jpg
18.jpg
19.jpg


Таким образом, рассмотрение украшений рукописных книг Федора Сергеева Басова с использованием метода элементно-структурного анализа позволяет выявить творческие принципы художника-знаменщика, своеобразные приемы его работы с лучшим образцом старопечатного стиля орнаментики — Апостолом 1564 года Ивана Федорова и Петра Мстиславца: от копирования печатных заставок в целом, через копирование отдельных элементов к созданию собственно авторских композиций. Все это позволяет оценить значение искусства Федора как творчество выдающегося мастера, основывавшегося на традициях старопечатной орнаментики и привнесшего уникальные черты в ее развитие.

Примечания

  1. Об изучении искусства братьев Басовых см.: [17; 18].
  2. Подробнее о методе см.: [9; 19].

Список источников и литературы

  1. Анисимова Т.В. О новонайденных рукописях строгановских писцов братьев Басовых // История библиотек. Исследования, материалы, документы: сб. науч. статей. СПб.: РНБ, 2010. Вып. 8. C. 264–277.
  2. Анисимова Т. В. Рукописи московских писцов братьев Басовых (80-е годы XVI — начало XVII в.) // От Средневековья к Новому времени: сб. статей в честь О.А. Белобровой. М., 2006. С. 587–608.
  3. ГИМ. Син. 524. Л. 88, 395.
  4. ГИМ. Увар. 15. Л. 1.
  5. ГИМ. Щук. 30. Л. 12, 36, 66 об., 112, 130, 177, 407, 461.
  6. ГИМ. Щук. 563. Л. 4, 35, 41, 183, 214 об., 234.
  7. Парфентьев Н.П. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск, 2014. Т. 14. № 1. С. 51–59.
  8. Парфентьев Н.П. О Строгановской мастерской книжно-рукописного искусства XVI–XVII вв. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск, 2008. № 6 (106). С. 43–62.
  9. Парфентьев Н.П. Творчество книгописцев и художников-знаменщиков братьев Басовых (1580–1630-е гг.) // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск, 2014. Т. 14. № 3. С. 23–48.
  10. РГАДА. Ф. 196. № 1109. Л. 1, 5.
  11. РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 3, 10 об., 13, 42, 123, 162, 294, 407, 408, 461, 473, 479, 487, 507, 527, 542, 585, 590, 593, 611.
  12. РГБ. Ф. 98. № 712. Л. 1.
  13. РГБ. Ф. 98. № 1114. Л. 14, 109, 377.
  14. РГБ. Ф. 247. № 829. Л. 1.
  15. РГБ. Ф. 256. № 323. Л. 1, 339.
  16. Семячко С.А. «Предание старческое новоначальному иноку» в составе Следованной псалтири // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Наука, 2014. Т. 62. С. 375–419.
  17. Шерстобитова Е.С. Орнаментальное искусство художников-знаменщиков братьев Басовых (1580–1630-е гг.): к историографии проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2016. Т. 16. № 1. С. 103–109.
  18. Шерстобитова Е.С. Творчество художников-знаменщиков братьев Басовых (XVI–XVII вв.): к истории открытия произведений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2016. Т. 16. № 2. С. 90–97.
  19. Parfentjev N.P., Parfentjeva N.V. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences, 2008. V. 1 (3). P. 384–389.