2016 № 2 (18)
Творческие принципы в орнаментальном искусстве книгописца и художника-знаменщика Федора Сергеева Басова (XVI–XVII века)
Многие древнерусские рукописные книги представляют собой удивительные произведения искусства с точки зрения их художественного облика. Этому предшествовали кропотливый труд создававших рукописи мастеров и их профессионализм в своем деле. Главную работу — письмо текста — выполнял писец. Искусство каллиграфии каждого отдельного мастера отличалось своими особенностями начертания букв, их размером и т.д. Традиции, эстетическое чувство писцов и заказчиков рукописи подсказывали, что после написания книги она должна быть украшена. Миниатюры, орнаментальные заставки, маргиналии и буквицы исполнял художник-знаменщик. Иногда письмо книги и ее декоративное оформление принадлежали одной руке.
Примером такого творческого подхода были мастера-братья Стефан, Федор и Гаврила (по прозвищу Иван) Сергеевы Басовы, работавшие в последней четверти XVI — начале XVII века. Об их искусстве более широко стало известно благодаря работе Т.В. Анисимовой. Исследователь назвала ранее не известные в науке книги, переписанные и украшенные братьями [1; 2]. Это позволило другим ученым (Н.П. Парфентьеву [7; 9, с. 53], С.А. Семячко [16, с. 406, 408, 409]) продолжить атрибуцию рукописей1.
Несмотря на некоторые общие черты искусства Стефана, Федора и Гаврилы Басовых (такие как: схожие почерки, выработанные, очевидно, намеренно с целью будущей совместной работы над одной книгой [8, с. 48], обращение в создании орнаментальных заставок в качестве образца к одним и тем же первопечатным книгам), со временем сформировались особенности творческой манеры каждого из братьев.
Выдающимся мастером, сочетавшим в себе профессиональные умения книгописца и художника-знаменщика, был Федор Сергеев сын (Сергеевич) Басов. Его орнаментальное искусство, по оценке Н.П. Парфентьева, отличалось «твердостью руки в рисунке и штриховке, строгой выверенностью и идеальным глазомером при соблюдении зеркального расположения элементов орнамента в заставках», «четкостью и изяществом рисунка, отсутствием ошибочных линий, исправлений» [9, с. 26].
Овладение навыками книжно-рукописного искусства, впоследствии талантливым мастером, вероятно, проходило в Твери вместе с братьями. Их активная творческая деятельность была связана с Москвой, где Стефан, Федор и Гаврила, возможно, создали артель по переписке книг [9, с. 25], а затем с многочисленными заказами Строгановых (исполненных Стефаном и Федором).
Уже в ранние годы творчества Федор Басов проявил себя как знаменщик, отбиравший наиболее близкие ему примеры орнаментики печатных книг и переосмысливавший их на основе собственного художественного мастерства. Следуя старопечатному стилю, Федор ориентировался в своем искусстве на лучшие его образцы, неоспоримым среди которых для многих художников была книга Апостол 1564 года Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца.
Многие элементы и приемы создания ее орнаментики восходят к гравированному «Большому прописному алфавиту» конца XV века нидерландского художника Израэля ван Мекенема. Серия листов включает изображения букв латинского алфавита (по 4 на каждом) из лиственных мотивов с фантастическими шишками и плодами. Однако, переосмысленные русскими первопечатниками, они были художественно переработаны и знаменщиками рукописной книги, в том числе Федором Басовым.
При сравнении декоративного оформления украшенных Федором рукописей с заставками печатного Апостола 1564 года, используя метод элементно-структурного анализа [9, с. 41]2, можно выявить определенные принципы, которыми руководствовался мастер Басов при создании своих орнаментальных композиций.
Первый его творческий принцип основывается на копировании заставок из Апостола. Мастер передает не только композиционную структуру черно-белого поля, но и следует сохранению первоначального замысла во всех подробностях. Однако и здесь мы не найдем в искусстве Федора заставок, полностью и точно совпадающих во всех мельчайших деталях с искусством знаменитых первопечатников. Самым неявным отличием между ними в этой связи стали чуть более выступающие за границы поля заставки элементы (шишки, листья, обвивающие границы) в рукописях Федора [например: 5, л. 130; 11, л. 455, 461, 473, 479, 487] (рис. 1).
Рис. 1. Пример копирования Федором Басовым заставки Апостола 1564 года (слева) с вариантом незначительно выступающих по боковым сторонам листьев [11, л. 455]
Иногда небольшие различия в рисовании отдельных элементов приобретают вариацию формы: удлиняются (например, украшения полей) [11, л. 408] или сжимаются в пространстве [5, л. 36]; становятся более утолщенными [5, л. 130, 177; 11, л. 461, 487] или в деталях приобретают более заостренные концы [11, л. 479]; упрощаются (украшения верхних полей) [12, л. 1]; имеют другой внешний узор, покрывающий их, и несколько измененную точку зрения (почти фронтальную, а не верхнюю) [6, л. 214 об.; 11, л. 473] (рис. 2).
Рис. 2. Пример копирования Федором Басовым заставки Апостола 1564 года (слева) с вариацией формы элемента-навершия [11, л. 473]
|
|
Второй принцип связан с переосмыслением композиционного решения заставки за счет замены элементов орнаментики Апостола другими, выходящими за пределы прямоугольного поля: создание своего варианта навершия и украшений верхнего и нижнего полей. Федор не просто видоизменяет форму компонента-образца, а на этом месте изображает совершенно другой элемент. При этом мастер может использовать в качестве образца украшения (или их отсутствие) нижнего поля, но качественно исправить верхние детали (рис. 3).
Рис. 3. Пример переосмысления Федором Басовым [11, л. 13] украшений верхней границы заставки Апостола 1564 года (слева)
|
|
К примеру, Федор видоизменяет навершие и создает собственный вариант украшений верхней границы [6, л. 4] или отказывается от них [3, л. 88; 5, л. 36; 6, л. 183]; заменяет (или преображает) только навершие [11, л. 162, 542]; переделывает полностью декорирование верхней части (включая и навершие, и боковые украшения) [11, л. 13, 42]. В редких случаях изменены все выходящие за прямоугольное поле украшения (в том числе появляется другой узор основных элементов внутри формы) [10, л. 5; 13, л. 109]. Причем иногда мастер добавляет элементы там, где они не задумывались в печатной книге [11, л. 3] (рис. 4).
Рис. 4. Пример переосмысления Федором Басовым заставки Апостола 1564 года (слева) с прямоугольной рамкой и боковыми украшениями [11, л. 3]
|
|
Отдельным типом заставок были композиционные варианты с изображением сосуда в центре, от которого изгибаются по обе стороны листья (см. рис. 4). В одном из них в искусстве Федора этот мотив приобретает четко обозначенные границы прямоугольного поля заставки [5, л. 66 об.; 11, л. 3, 407; 10, л. 1; 13, л. 14], в другом — напротив, границы прямоугольника не прорисовываются [6, л. 41], в третьем — при совпадении отсутствия верхней границы включается стеблевая горизонтальная линия, которую обвивают листья [6, л. 234].
Третий творческий принцип в работе Федора Басова над орнаментикой проявляется в комбинировании нескольких композиционных частей разных заставок (чаще всего двух). К примеру, за основу мастер выбирает центральный, округлой формы мотив из листьев с навершием Апостола, а по сторонам от него изображает ранее встречаемые элементы, такие как острочешуйчатые шишки [11, л. 123] (рис. 5) или даже новые — бутоны цветов [5, л. 112], удвоенные тыквины [6, л. 35].
Рис. 5. Пример комбинирования Федором Басовым [11, л. 123] композиционных приемов заставок Апостола 1564 года (слева)
|
|
В нескольких заставках роль ключевого центрального элемента выполняют стебли, перекрученные в различных комбинациях, при этом Федор меняет навершие, украшения [11, л. 507; 15, л. 1, 339], композиционный разворот элементов [15, л. 1].
Четвертый принцип развивает предыдущий: обращенная к печатному образцу композиционная структура включает иные элементы, в том числе уникальные, авторские [11, л. 527, 590], развивающие общее решение заставок (рис. 6). Они наполняются новыми компонентами, зачастую отсутствующими в искусстве Ивана Федорова и Петра Мстиславца: нарушается симметрия, появляются анималистические образы и черты [11, л. 585] (рис. 7).
Рис. 6. Пример комбинирования Федором Басовым композиционных приемов заставок Апостола 1564 года (слева) с введением авторского элемента [11, л. 590]
|
|
Рис. 7. Пример создания Федором Басовым на основе заставки Апостола 1564 года (слева) новой композиции с введением анималистических образов [11, л. 585]
|
|
Наконец, пятым принципом в искусстве Федора Басова стало создание новых, неповторимых (по своим ключевым деталям и в целом) композиционных решений заставок — авторских. В одном из приемов художник использует знакомые элементы, но переосмысливает их значение. К примеру, отбирает понравившийся ему мотив навершия из заставки Апостола и создает из него полноценную заставку [11, л. 10 об.]. В других случаях в орнаментику Федора вводятся новые варианты шишек и плодов [4, л. 1; 14, л. 1], а также вводятся фантастические животные и птицы [11, л. 294, 593, 611]. Появляются и новые формы поля заставок вместо привычно прямоугольной [13, л. 377].
Рис. 8. Авторские заставки Федора Басова [3, л. 395; 11, л. 593; 13, л. 377]
|
|
Таким образом, рассмотрение украшений рукописных книг Федора Сергеева Басова с использованием метода элементно-структурного анализа позволяет выявить творческие принципы художника-знаменщика, своеобразные приемы его работы с лучшим образцом старопечатного стиля орнаментики — Апостолом 1564 года Ивана Федорова и Петра Мстиславца: от копирования печатных заставок в целом, через копирование отдельных элементов к созданию собственно авторских композиций. Все это позволяет оценить значение искусства Федора как творчество выдающегося мастера, основывавшегося на традициях старопечатной орнаментики и привнесшего уникальные черты в ее развитие.
Примечания
- Об изучении искусства братьев Басовых см.: [17; 18].
- Подробнее о методе см.: [9; 19].
Список источников и литературы
- Анисимова Т.В. О новонайденных рукописях строгановских писцов братьев Басовых // История библиотек. Исследования, материалы, документы: сб. науч. статей. СПб.: РНБ, 2010. Вып. 8. C. 264–277.
- Анисимова Т. В. Рукописи московских писцов братьев Басовых (80-е годы XVI — начало XVII в.) // От Средневековья к Новому времени: сб. статей в честь О.А. Белобровой. М., 2006. С. 587–608.
- ГИМ. Син. 524. Л. 88, 395.
- ГИМ. Увар. 15. Л. 1.
- ГИМ. Щук. 30. Л. 12, 36, 66 об., 112, 130, 177, 407, 461.
- ГИМ. Щук. 563. Л. 4, 35, 41, 183, 214 об., 234.
- Парфентьев Н.П. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск, 2014. Т. 14. № 1. С. 51–59.
- Парфентьев Н.П. О Строгановской мастерской книжно-рукописного искусства XVI–XVII вв. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск, 2008. № 6 (106). С. 43–62.
- Парфентьев Н.П. Творчество книгописцев и художников-знаменщиков братьев Басовых (1580–1630-е гг.) // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск, 2014. Т. 14. № 3. С. 23–48.
- РГАДА. Ф. 196. № 1109. Л. 1, 5.
- РГБ. Ф. 98. № 453. Л. 3, 10 об., 13, 42, 123, 162, 294, 407, 408, 461, 473, 479, 487, 507, 527, 542, 585, 590, 593, 611.
- РГБ. Ф. 98. № 712. Л. 1.
- РГБ. Ф. 98. № 1114. Л. 14, 109, 377.
- РГБ. Ф. 247. № 829. Л. 1.
- РГБ. Ф. 256. № 323. Л. 1, 339.
- Семячко С.А. «Предание старческое новоначальному иноку» в составе Следованной псалтири // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Наука, 2014. Т. 62. С. 375–419.
- Шерстобитова Е.С. Орнаментальное искусство художников-знаменщиков братьев Басовых (1580–1630-е гг.): к историографии проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2016. Т. 16. № 1. С. 103–109.
- Шерстобитова Е.С. Творчество художников-знаменщиков братьев Басовых (XVI–XVII вв.): к истории открытия произведений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2016. Т. 16. № 2. С. 90–97.
- Parfentjev N.P., Parfentjeva N.V. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences, 2008. V. 1 (3). P. 384–389.