2014 № 4 (13)
Аннотация: Описан психологический подход к истории искусства, аналогичный дарвиновской модели эволюционного процесса. В основе развиваемой теории лежит идея о том, что главные тенденции истории творческой деятельности человеческого сообщества обусловлены постоянной потребностью художников осуществлять новации – для преодоления эффекта привыкания. Под давлением этой потребности происходит рост непредсказуемости, неопределенности, энтропии форм искусства. Поэтому можно трактовать второй закон термодинамики как первый закон истории искусства. Приводятся результаты проверки данной эволюционной модели на материале истории английской поэзии с XIV века до наших дней.
Ключевые слова: эволюционная модель, социокультурная динамика, история искусства, потенциал возбуждения, энтропия, циклические процессы в культуре, английская поэзия.
Аннотация: Фантастические и невиданные «объекты», попадающие в балаган имеют странные взаимоотношения с «высокой» культурой. Они создаются по рецепту бестиария, их образы в балаганном исполнении уходят в произведения Феллини, Мандельштама, Домбровского.
Ключевые слова: балаган, «высокая культура», массовая культура, бестиарий, Феллини, Мандельштам, Домбровский.
Аннотация: В статье рассматривается тесная связь между логической структурой мысли и телесным измерением присутствия человека в мире. Язык науки, стремящейся охватить и описать мир, рождался и набирал силу через ресурсы иных модификаций сознания: через мифопоэтическое, теургическое, трагическое видение мира. Те способы чувствования и понимания мира, которые вырабатывались в символико-пластических модификациях сознания и были связаны с телесностью человеческого существа, имеют непосредственные отголоски в логических построениях и способах рационализации мира поздних эпох. В ходе критического рассмотрения фигуры мысли сближаются с их источником и прообразом – фигурами тела.
Ключевые слова: метаморфозис, телесность, боль, практики ориентации в мире, логические структуры, миф.
Аннотация: В статье рассматриваются технологии и продукты «новых медиа», использующиеся в современных коммуникативных практиках. На основе выявленных отличительных особенностей интерактивных медиапродуктов и произведений, обсуждаются особые кибернетические и телесно-аффективные способы коммуникации, свойственные «новым медиа», выявляется специфика работы создателя – дизайнера проектов «новых медиа», а также обосновывается неточность рассмотрения «новых медиа» (интерактивных мультимедиа) в контексте эстетики традиционных аудиовизуальных и экранных искусств. Предлагаются концептуальные основания для выработки специфической методологии изучения практик.
Ключевые слова: «новые медиа», интерактивность, интерактивные мультимедиа, метамедиа, пользовательское действие, дизайнер «новых медиа», поток, мультимодальность, телесность, кинестетика.
Аннотация: Через анализ синтетического жанра – ледового шоу – автор выходит на систему понятий: популярное искусство – попса – китч – трэш. В статье высказывается идея, что в современном российском обществе сегодня сложился особый феномен, определяемый как «трэш-культура». Взаимопроникновение традиционного искусства, популярного искусства, попсы, китча и трэша отображает схема, приведенная в конце статьи.
Ключевые слова: популярное искусство, попса, китч, трэш, ледовое шоу.
Рецензия на книгу: Сальникова Е.В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. М. : Прогресс-Традиция, 2012.