2013 № 1 (6)
Аннотация: Статья посвящена исследованию реальности социокультурных иллюзий, понимаемой автором в качестве «реальности виртуального». Представленный анализ реальности социокультурного виртуального опирается на отделение привычного гносеологического понимания социокультурных иллюзий, рассматриваемых как обычные заблуждения, от их понимания в онтологическом статусе, то есть в статусе самой человеческой реальности.
Ключевые слова: социокультурные иллюзии, индивидуально-психологические иллюзии, реальность виртуального, превращенная форма, утопии и идеологии.
Аннотация: Статья посвящена кругу вопросов, связных с эстетическими представлениями в культуре Северной Европы, которые нашли отражение в работах Джордано Бруно, написанных во время его пребывания в Англии. Две из этих работ – «Изгнание торжествующего зверя» и «О героическом энтузиазме» были адресованы сэру Филипу Сидни – автору первой английской поэтики, трактата «Защита поэзии».
Анализ этих трех текстов направлен на выявление основных эстетических воззрений Сидни и Бруно, а также их связь с культурой позднего Ренессанса и маньеризма.
Ключевые слова: эстетика Северной Европы, Ф.Сидни, Д.Бруно, теория английской поэзии, подражание, придворная культура.
Аннотация: Статья посвящена вопросам реконструкции оформления аллегорических спектаклей, поставленных на русской придворной сцене в середине XVIII века. Автор на примере торжественного пролога «Новые Лавры» пытается восстановить сценический облик торжественного спектакля, оформленного придворным декоратором Джузеппе Валериани, выявить типичные для Петербургского двора принципы работы художников над созданием декораций, а также связать с этой постановкой два эскиза Джузеппе Валериани, ранее ошибочно соотносимые с другими постановками.
Ключевые слова: реконструкция, аллегорический спектакль, торжественный пролог, Валериани, художник.
Аннотация: Музыкальный потенциал неклассических» пространств всё ещё остаётся terra incognita современного музыкознания. Несмотря на постепенное устранение «белых пятен» музыкального искусства, такие явления, как виртуальное музыкальное пространство, сетевое музыкальное исполнение и интерактивная музыка всё ещё остаются во многом неисследованными территориями. Описываемое в статье исследование в рамках проекта «EXPLAIN» стремится наметить пути и определить методы изучения новых «земель» музыкального «океана».
Ключевые слова: неклассическое пространство, музыка, виртуальное музыкальное пространство, методология.
Аннотация: В статье анализируется психомотивная методика. Выявляются общие черты и различия в сравнении с интертекстуальным методом. Рассматриваются метод свободных ассоциаций классического психоанализа и мотивный анализ Гаспарова, на основе чего и был выработан психомотивный подход к анализу художественного текста. На примере российского фильма А. Стриженова «Юленька» показана работа данной аналитической методики.
Ключевые слова: методология, мотив, художественный текст, психоанализ, психомотивный подход.