2015 № 2 (15)
Аннотация: В статье рассматриваются возможности современного искусства выступать в качестве коллективной исследовательской практики, в которой радикальные границы между интенциями автора и зрителя оказываются сняты. Особое внимание уделяется таким формам арт-практик как инсталляция и перформанс. Апеллируя к опыту известных российских и зарубежных художников, автор демонстрирует, что исполнительское искусство, требуемое от зрителя, является практически единственно возможным модусом создания современного произведения искусства.
Ключевые слова: современное искусство, граница, инсталляция, перформенс, зритель.
Аннотация: Эстетика фэшн-фотографии – одного из самых массовых и влиятельных на сегодняшний день жанров фотографии – мало изучена отечественными и зарубежными искусствоведами. Статья посвящена документальному направлению фэшн-фотографии, прослеживается его эволюция от первого появления до 1960-х годов.
Ключевые слова: фэшн-фотография, эстетика, документальность.
В статье анализируются формы и способы презентации классической музыки на российском коммерческом телевидении, когда сама музыка не является ведущим объектом телетрансляции, но используется в виде источника дополнительных аллюзий и смыслов. Особое внимание уделяется феномену обращения к классической музыке звезд отечественного шоу-бизнеса. Также рассматриваются закономерности преподнесения академической музыки и музыкантов в форматах ток-шоу и реалити-шоу.
The article analyses forms and methods of presentation classical music on Russian commercial TV. In this context the music itself is not a main object of broadcasting, but it becomes the source of extra allusions and meanings. Particular attention is given to the phenomenon of using classical music in the image of Russian pop-stars. The article also discusses the laws of presentation classical music and musicians in TV-formats such as talk-show and realty-show.
Аннотация: В статье рассматривается культовая архитектура юго-восточной Анатолии при Артукидах – местной династии, укрепившейся после ослабления Великих Сельджуков. Во второй половине XII века Артукиды предприняли активное строительство городских мечетей, опираясь, в отличие от своих соседей, на наиболее доступный «сирийский тип» мусульманского здания, но используя при этом персидско-сельджукские образцы и создавая купольные базилики, которые позже станут основой турецких мечетей.
Ключевые слова: Анатолия, Артукиды, турецкая архитектура, сельджуки, Мардин, улу-джами.
Аннотация: В статье рассматриваются метаморфозы, произошедшие в последние десятилетия со способом восприятия вербальной информации. Выделяются признаки клипового чтения, отличающие его от чтения традиционного. Определяется влияние клипового чтения на мышление и мировоззрение человека.
Ключевые слова: клип, клиповое чтение, клиповое мышление, мифологическое сознание, изображение, визуальное, вербальное, симулякр.
Аннотация: Эссе «Правда голоса» написано вскоре после завершения телевизионного проекта «Голос 2013» и посвящено анализу комплекса культурологических проблем, как связанных с данным конкурсом, так и более общих вопросов (песня в условиях современных СМИ, взаимодействие отечественной и зарубежной культуры, советская песня в условиях современной России и других стран). Предпринят культурологический анализ феномена человеческого голоса. Сам телевизионный проект рассматривается как особого рода культурный текст, соединяющий разнообразные – на первый взгляд весьма далекие – смысловые и ценностные горизонты. В итоге обнаруживается, что «развлекательный» по исходному замыслу формат затрагивает чрезвычайно глубокие и существенные пласты общественного сознания и культуры.
Ключевые слова: голос, телевидение, проект, конкурс, миф, сказка, архетип, ценность, личность, общество, государство, массовая культура.
Личность в культурной традиции: Сб. научных статей / Сост. и отв. ред. Л.В. Фадеева. М.: ГИИ, 2014. 432 с., нот., илл.