2013 № 2 (7)
Аннотация: В статье обосновывается проект исследования социокультурных иллюзий, дается их определение, производится классификация человеческих заблуждений и предпринимается попытка представить внеиллюзорную реальность в виде своеобразного аттрактора социокультурных иллюзий. Далее, с помощью принципиально новой интерпретации известной концепции Й. Хёйзинги, рассматривавшего культуру как игру, определяется двойной – серьезно-игровой – смысл бытия социокультурных иллюзий. Реальность социокультурных иллюзий понимается как особая реальность виртуального.
Ключевые слова: социокультурные иллюзии, внеиллюзорная реальность, аттрактор, игра, реальность виртуального.
Аннотация: В контексте исторического своеобразия региона автор рассматривает деятельность различных художественных обществ Владивостока, Хабаровска, Благовещенска и Читы, сыгравших важную роль в процессе формирования дальневосточной музыкальной культуры. Показано значение и своеобразие истории Владивостокского отделения ИРМО, особенности его взаимодействия с Пролеткультом и Рабисом. Представлены судьбы выдающихся музыкантов, чьей заслугой является зарождение педагогической и исполнительской школ, открытие музыкальных учебных заведений и становление системы профессионального музыкального образования на Дальнем Востоке в изучаемый период.
Ключевые слова: регион, художественные общества, ИРМО, Пролеткульт, Рабис.
Аннотация: В статье исследуются особенности понимания и образного воплощения природы в искусстве двух творческих соратников Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна в широком контексте актуальной темы взаимоотношения человека и мироздания. Эволюция осознания художниками гармоничной целостности окружающего мира в первой половине 1910-х годов рассматривается как путь углубления их «натурфилософии» в русле художественных и эстетических тенденций эпохи – поисков «всеединства» на почве Востока.
Ключевые слова: природа, П.Кузнецов, М.Сарьян, мироздание, натурфилософия, Восток.
Аннотация: Статья трактует театр авангарда в широком смысле – как модель культуры первой трети ХХ века. В эту эпох художник (живописец, поэт) занимался не только, если и вовсе не искусством — он строил новый мир, который, по замыслу, должен был интегрировать искусство и жизнь, преобразить их в некую инобытийность. Мифогенность эпохи требовала действа, которое реализовывалось в самом широком диапазоне: от вовлечения в низовую реальность высокого театра вплоть до актуализации древнейших архетипов в балаганно-цирковых манифестациях. Главным же актером на сцене эпохи выступал новый персонаж: масса.
Ключевые слова: авангард, модель культуры, миф, балаган, цирк, театр, масса.
Аннотация: В статье, ставшей откликом на появление «Интерпретации культур» К.Гирца, рассмотрены узловые положения его антропологической теории. Благодаря Гирцу, антропология смогла интегрировать макросоциологический род исследований с детальным этнографическим анализом, с историческим и философским дискурсом. Интерпретативная антропология Гирца проложила путь новейшим культурным исследованиям в русле семиотики и постмодернизма. В панорамной ретроспекции автором обозначена связь идей Гирца с контекстом мирового гуманитарного знания.
Ключевые слова: К.Гирц, антропологическая теория, семиотика, постмодернизм, гуманитарное знание.