2017 № 3 (21)

Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке

В настоящее время1 музыкальное искусство Китая — древнего и современного — представлено в мировом музыкознании довольно солидным корпусом разножанровых трудов. Российская музыкальная синология также располагает диссертациями, отдельными научными статьями и единичными монографиями. История изучения китайской музыки восходит к началу XX в. Отметим, что одна из первых статей, где затрагивается тема китайской музыки, принадлежала дирижеру Императорских театров А.П. Асланову («Кое-что о современной японской и китайской музыке»), она увидела свет в 1907 году, а первая брошюра о китайской музыке китайского автора на русском языке была издана в Харбине в 1924 году [3].

Первыми, кто писал о китайской музыке в России, как правило, были не музыковеды, а востоковеды-китаисты. Продолжают они эту традицию и сейчас. Анализ собранной мной библиографии показывает, что с середины 1980-х годов работы о китайской музыке музыковедов и востоковедов-китаистов публикуются параллельно. Однако эти две области знания (музыковедение и синология) в России настолько далеки друг от друга, что почти не соприкасаются. Российские востоковеды-китаисты (историки и филологи), всю жизнь посвятившие изучению китайского языка, философии, истории и т.д., не владеют музыковедческой терминологией и не обладают соответствующими познаниями, но профессиональных музыковедов к своей работе не привлекают (и крайне редко цитируют их работы). Поэтому зачастую их опубликованные писания о китайской музыкальной теории, безусловно, полезные, далеко не всегда понятны музыкантам и нуждаются в специальных толкованиях или «переводах» на музыковедческую лексику.

На сегодняшний день общее число работ о китайской музыке на русском языке (включая статьи в разных энциклопедиях и словарях) превышает 140 позиций, из них свыше 80 опубликованы в XXI в., то есть начиная с 2001 года (добавим к этому работы на русском языке, изданные в Белоруссии, — свыше 20 — и на Украине на русском и украинском языках). К тому же театроведами и филологами опубликовано около 50 работ о китайском театре, где музыке посвящены отдельные страницы.

В XXI веке в России защищено около 40 диссертаций, посвященных музыкальной культуре Китая или так или иначе касающихся музыки, театра и танца Китая. Около половины диссертаций исследуют композиторскую китайскую музыку XX–XXI веков. Цифра довольно значительная. Однако большинство диссертаций защищено в России не российскими, а китайскими музыковедами, обучавшимися или стажировавшимися в нашей стране, это касается работ и по традиционной, и по современной композиторской музыке Китая (см. Приложение).

По современной китайской музыке китайцами защищено в России 18 диссертаций (а также 3 — в Белоруссии на русском языке и 8 — на Украине на украинском языке).

По традиционной музыке Китая, включая музыку традиционного театра и музыку национальных меньшинств, в XXI веке в России защищено 10 кандидатских диссертаций китайских соискателей (из них 7 — по специальности «музыкальное искусство», 1 — по специальности «театроведение», 2 — по специальности «педагогические науки»), а также 1 диссертация по музыкальной иконографии Дуньхуана. Добавим к этому 1 диссертацию по Пекинской музыкальной драме, защищенную в Республике Беларусь на русском языке (2001).

Диссертаций российских ученых о музыке Восточной и Центральной Азии, защищенных в XXI веке, насчитывается около 20 (в том числе 2 докторские), непосредственно китайской музыке посвящено всего 4, еще 4 диссертации представляют исследования всего региона Восточной Азии, либо сравнительные исследования Китая и Кореи (см. Приложение). Несколько кандидатских диссертаций по специальности «культурология», посвященных культуре Китая в целом, обязательно касаются проблем китайской музыки. Китайская музыка определенных исторических периодов затрагивается в диссертациях, посвященных другим культурам Восточной и Центральной Азии (Кореи, Японии, Монголии), испытавших сильное влияние Китая.

В России исследования, связанные с китайской традиционной музыкой, защищаются по разным научным дисциплинам, утвержденным ВАК: искусствоведение (по специальностям «музыкальное искусство» и «театроведение»), культурология, педагогические науки, иногда — филологические науки, исторические науки, философские науки. Эта разбросанность музыкальной темы по разным научным дисциплинам и специальностям обусловлена разными причинами, но в современных условиях это явно мешает планомерному изучению китайской музыки и обобщению научного материала.

Конечно, значительным препятствием для российских музыковедов является незнание (или недостаточное знание) китайского языка (в области театроведения, как правило, работают филологи и историки, владеющие китайским языком). Но это не единственное препятствие, поскольку, например, по японской музыке диссертаций российских ученых значительно больше (благодаря этим диссертациям в научный обиход попали сведения о китайской музыке эпохи Тан, 618–907 гг.). Японцы защищаются в России редко и занимаются либо музыкально-этнографическими темами или проблемами отражения японской тематики и японской музыки в русском композиторском творчестве. А вот благодаря южнокорейским диссертантам, защищавшимся в России (их тоже немного), освещена тема китайской музыки эпохи сунн (960–1279 гг.). Вьетнамские диссертанты, защищавшиеся в России, к сожалению, в своих работах, как правило, избегали вопросов, связанных с влиянием китайской музыки на вьетнамскую, хотя придворная музыка Вьетнама в течение многих веков была ориентирована на китайскую.

Вернемся к китайским диссертантам в России. Создается впечатление, что китайская сторона направляет в Россию своих аспирантов не только для того, чтобы они осваивали наши музыковедческие и диссертационные методики, но, параллельно, осознавая нашу ситуацию дефицита знаний о музыке Китая, насыщает русскоязычную библиографию работами о китайской музыке. Если это так, то такая позиция вызывает большую благодарность. К настоящему моменту китайские русскоязычные кандидатские диссертации охватили большинство из важнейших для музыкальной культуры Китая тем. Это — пекинская музыкальная драма (так называемая пекинская опера), танцевальный жанр янгэ, китайская народная песня, китайские музыкальные инструменты, Великий Шелковый путь и китайская музыка, китайская ладовая теория, музыка крупных этносов Китая (уйгуров, чжуанов, монголов-ойратов). Более того, есть одна диссертация, защищенная в Московском государственном гуманитарном университете (МГГУ) им. М.А. Шолохова, где прямо поставлена цель: разработать спецкурс «Китайская народная музыка» для музыкальных вузов [5].

Еще одна проблема. В некоторых российских музыкальных вузах такая университетская по сути своей дисциплина как этномузыкология (сравнительное музыкознание, иногда в России фигурирует под названием «этномузыковедение»), фактически приравнивается к музыкальной фольклористике. А это означает, что «восточная» музыка высокой традиции (придворная, религиозная храмовая и т.п.) обзорно изучается в рамках курса истории зарубежной музыки. А при насыщенности этого курса уделить должное количество часов китайской музыке, имеющей восьмитысячелетнюю историю, просто невозможно. К тому же курс истории китайской музыки в полном объеме обязательно предполагает ее изучение в культурном контексте, то есть требует не только знания китайского и древнекитайского языков, но и владения дополнительной информацией из области китайской истории, философии, эстетики, изобразительных искусств и каллиграфии (ведь именно два искусства — музыка и каллиграфия — занимают главное место в иерархии всех древних китайских искусств). В России нет учебных пособий, посвященных непосредственно китайской музыке, но есть три разнородных пособия для вузов по музыке «Востока» (содержание и качество которых мы здесь не обсуждаем) [1; 2; 4] .

В настоящий момент музыкальная синология в России находится в энтропическом состоянии, поскольку россыпь накопленных данных (в виде диссертаций, книг, переводов и научных статей) практически никак и нигде не аккумулируется. Одна из причин состоит в том, что такие научные специализации как искусствоведение, культурология, педагогические науки, философия и др. редко соприкасаются, а малые тиражи изданий и дефекты современного библиотечного дела России довершают картину (так что не только начинающий исследователь, но и дипломированный специалист не всегда может сориентироваться в поиске необходимой литературы; анализ диссертационных библиографий показывает, что в большинстве случаев далеко не вся необходимая русскоязычная литература о китайской музыке осваивается диссертантами — как россиянами, так и китайцами).

Вернувшись к вопросу тиражей, приведу говорящие сами за себя примеры: книга С. Образцова «Театр китайского народа» в 1957 году была опубликована тиражом 10.000 экземпляров, брошюра под редакцией И.З. Алендера «Музыкальные инструменты Китая. Иллюстрированный очерк» опубликована в 1958 году тиражом 1.500 экземпляров, книга В.Ф. Сорокина «Китайская классическая драма XIII–XIV вв.» опубликована в 1979 году тиражом 3.500 экземпляров. А ныне (в XXI веке) тиражи публикаций о китайской (как и о другой «восточной») музыке и музыкальном театре обычно не превышают 500 экземпляров и далеко не все попадают в интернет.

Мне представляется, что для дальнейшего развития российской музыкальной синологии необходимы, во-первых, хорошо комментированные переводы на русский язык первоисточников (трактатов о музыке), работ китайских исследователей о китайской музыке (включая справочно-энциклопедические) и переводы основных трудов по этой теме американских и западноевропейских ученых, во-вторых, создание различных баз данных: библиографических, терминологических (по китайской музыкальной терминологии) и т.д. Все это требует создания какого-то единого центра, который объединил бы, аккумулировал разрозненные знания, накопленные российскими музыковедами, востоковедами-китаистами и китайскими диссертантами, защитившимися в России, выявил бы неизбежные лакуны и пробелы в общей научной картине китайской музыкальной культуры (а их еще очень много) и разработал бы дальнейшую стратегию исследовательской и научно-популяризаторской работы.

Примечания

  1. Материал данной статьи является существенным дополнением к очерку В.Н. Юнусовой [6, с. 780–788.]

Список литературы

  1. Васильченко Е. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): Учебное пособие. М., 2001.
  2. Девятова О.Л. Музыкальная культура стран Востока (Индия, Китай, Япония): Учебное пособие. Екатеринбург, 2009.
  3. Лю Да-цзюнь. Китайская музыка / Пер. с примеч., доп. И.Г. Баранова. Рис. Е Хун-няня // Вестник Азии. Харбин, 1923. № 51, переиздание в виде брошюры — Харбин, 1924.
  4. У Ген Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Учебное пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2011.
  5. Чжан Цзюнь. Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов. Дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2008
  6. Юнусова В.Н. Изучение китайской музыки в России: к проблеме становления отечественной музыкальной синологии // Общество и государство в Китае. Т. XLIV. Ч. 2 / Ред. колл. А.И. Кобзев и др. — М.: ИВ РАН, 2014. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 15 / Редколл.: А.И. Кобзев и др.).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИССЕРТАЦИИ XXI ВЕКА (2001–2015 гг. в хронологическом порядке)

ДИССЕРТАЦИИ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ПО ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ, ТЕАТРУ, ТАНЦУ (8)

  • Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное. Дисс.... д. иск. Санкт-Петербург, 2002 (РИИИ).
  • Шульгина Е.В. Звуковысотная организация китайской музыки XII–XIII веков. Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Новосибирск, 2005.
  • Чжен И.А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий: Дисс. ...канд. культурологии. Чита, 2006 (Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского).
  • Ключко С.И. Специфика традиционной музыкальной письменности Восточной Азии (на примере Китая и Кореи): Дисс. ... канд. иск.: 17.00.09. Владивосток, 2009 (Дальневосточная гос. академия искусств).
  • Будаева Т.Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй (Пекинская опера): Дисс... канд. иск.:17.00.02. Москва, 2011 (Московская консерватория им. П.И. Чайковского).
  • У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония): историко-теоретический анализ: Дисс...д. иск. Санкт-Петербург, 2012 (РГПУ им. А.И. Герцена).
  • Вац А.Б. Религиозно-ритуальные аспекты китайского танцевального искусства: Дисс..... канд. филос. наук: 09.00.14. Санкт-Петербург, 2014 (СПб ГУ).
  • Новосёлова А.В. Шелк и бамбук в музыкальной культуре традиционного Китая: Дисс. ...канд. иск.: 17.00.02. Москва, 2015 (Московская консерватория им. П.И. Чайковского).

КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ КИТАЙСКИХ УЧЕНЫХ ПО ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ, ТЕАТРУ, ТАНЦУ, МУЗЫКАЛЬНОЙ ИКОНОГРАФИИ (11)

  • Лии Чао. Роль танца и пантомимы в музыкальной композиции пекинской оперы: Дисс. ... канд. иск. — 17.00.02, 17.00.01. Санкт-Петербург, 2001.
  • Ван Дон Мэй. Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Санкт-Петербург, 2004 (РИИИ).
  • Цзинь Мэй. Стенопись пещер Дуньхуана династии Тан (618–907): Дисс. ... канд. иск.: 17.00.04. Москва, 2004.
  • Ван Цюн. Национально-культурные традиции в вокально-сценическом искусстве: на примере пекинской музыкальной драмы и русского оперного театра: Дисс. ... канд. иск.: 24.00.01. Санкт-Петербург, 2007 (РГПУ им. А.И. Герцена).
  • Чан Лиин. Народная песня как феномен китайской музыкальной культуры: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02 (музыкальное искусство). Санкт-Петербург, 2007 (РГПУ им. А.И. Герцена).
  • Ван Гао Чао. Народная песня ойратов в историческом контексте: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Ростов-на-Дону, 2008.
  • Чжан Цзюнь. Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02, М., 2008.
  • Ян Сяо Сюй. Янгэ — жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая: Дисс. ... канд. иск. Санкт-Петербург, 2011.
  • Лю Гэ. Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая: Дисс. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2012.
  • Лю, Ли. Чжуанская народная песня: жанрово-стилевые особенности: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Санкт-Петербург, 2012 (РГПУ им. А.И. Герцена).
  • Жуань Юнчэнь. Пекинская опера как синтетическое сценическое действо: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.01. Москва, 2013 (РАТИ — ГИТИС).

БЕЛОРУССИЯ (1)

  • Чен Линь. Пекинская опера: специфика и возможности актерского искусства: Магистерская дисс. Белорусская государственная академия искусств. Минск, 2011.

ДИССЕРТАЦИИ КИТАЙСКИХ УЧЕНЫХ ПО СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ XX–XXI веков (17)

  • Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры: Дисс.... канд. иск.: 17.00.02. М., 2003 (РАМ им. Гнесиных).
  • Ван Сяо Тун. Московский композитор Цзо Чжень-Гуань: индивидуальный путь в музыке: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Москва, 2007 (РАМ им. Гнесиных).
  • Лю Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае: Дисс.... канд. пед. наук:13.00.02. Санкт-Петербург, 2008.
  • Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: Дисс.... канд. иск.: 17.00.02. Санкт-Петербург, 2008.
  • Ду Сывэй. Формирование певческих умений у вокалистов в высших учебных заведениях КНР: Дисс... канд. пед. наук. М., 2008 (МГУКИ).
  • У На. Фортепианная музыка Дин Шан Дэ: сопряжение китайской национальной традиции с современными приемами европейского письма: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Санкт-Петербург, 2009.
  • Хоу Юэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Санкт-Петербург, 2009.
  • Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов ХХ—ХХI веков: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Санкт-Петербург, 2009 (Российский государственный педагогический университет).
  • Чжан Личжэнь. Современная китайская опера: Дисс.... канд. иск.— 17.00.02. Санкт-Петербург, 2010 (Санкт-Петербургская консерватория).
  • Лю Цзинь. Оперная культура современного Китая: проблема подготовки исполнительских кадров: Дисс. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2010.
  • Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX–XXI веков: Дисс. ... канд. иск.: 17 00.02. Ростов-на-Дону, 2011 (Ростовская консерватория им. С.В. Рахманинова).
  • Пэн Чэн. Ладовая система китайской музыки и ее претворение в творчестве композиторов XX века: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Нижний Новгород, 2011 (Нижегородская консерватория им. М.И. Глинки).
  • Чэнь Го. Проблемы разработки учебных планов для факультетов музыки педагогических университетов Китая: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2012 (РГПУ им. А.И. Герцена).
  • Цинь Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Санкт-Петербург, 2013.
  • Чэнь Цзин. Педагогические основы развития национальных традиций хореографии Китая: Дисс. ... канд. иск. Москва, 2012 (МГУКИ).
  • У Цзин Юй. Опера Дж. Пуччини «Турандот» сквозь призму китайской культуры: Дисс. ... канд. иск. Санкт-Петербург, 2013.
  • Цюй Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте китайской музыки ХХ века: Дисс. ... канд. иск: 17.00.02. Ростов-на-Дону, 2015.

БЕЛОРУССИЯ (3; на русском языке)

  • Сун Джуан. Фортепианная музыка для детей (детская музыка) в творчестве китайских композитов XX столетия: Дисс. ... канд. иск. Минск, 2006.
  • Сунь Цзюань. Становление и развитие музыкального театра в Китае: Дисс. ... канд. иск. Минск, 2013 (БГУКИ).
  • Гун Ли. Хоры а cappella в китайской музыкальной культуре XX — начала XXI вв.: история, композиторское творчество и исполнительская практика: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Минск, 2014.

УКРАИНА (7; на русском и украинском языках)

  • Хуан Чжулин. Пути развития детской фортепианной музыки в Китае: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.03 — музыкальное искусство. Харьков, 2009 (Харьковский государственный университет искусств им. И.П. Котляревского).
  • Цзя Шии. Предпосылки и направления развития фортепианной сюиты в творчестве китайских композиторов 20 столетия: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.03. Одесса, 2013 (Одесская нац. муз. академия им. А.В. Неждановой) (на укр. яз.).
  • Ван Си. Аспекты интерпретации поэзии Китая в украинской камерно-вокальной лирике: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.03. Львов: [б. и.], 2013 (Львовская нац. муз. академия им. Н.В. Лысенко).
  • Ху Пин. Развитие европейских и внеевропейских национальных традиций в камерно-инструментальных ансамблях второй половины ХХ века (на примере украинской и китайской музыки): Автореферат дисс. ... канд. иск.: 17.00.03. Львов, 2013 (Львовская нац. муз. академия им. Н.В. Лысенко).
  • Чжен Цзин. Тема любви как эстетическая и музыкально-интонационная парадигма оперного жанра: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.03. Одесса, 2013 (Одесская нац. муз. академия им. А.В. Неждановой) (на укр. яз.).
  • Ван Чуньмей. Героические женские характеры в операх Дж. Пуччини в контексте мирового музыкального искусства: Дисс. ... канд. иск.: 17.00.03. Одесса, 2013 (Одесская нац. муз. академия им. А.В. Неждановой) (на укр. яз.).
  • Сун Яньин. Интеграция европейских традиций пения в вокальную школу Китая: Дисс. ... канд иск.: 17.00.03. Львов, 2016 (Львовская нац. муз. академия им. Н.В. Лысенко).