2013 № 3 (8)
Рецензия
В.А. Кузьмина
«Психоделическое искусство. Между архаикой и современностью» М., 2013, ГИИ, 202 стр.
В начале 2013 года в издательстве Государственного института искусствознания увидела свет монография В.А. Кузьминой «Психоделическое искусство. Между архаикой и современностью». Книга посвящена такой сложной и многогранной теме, как психоделическая культура, процессам формирования ее эстетики, философии и базовых принципов. Основным объектом исследования стала история и практика североамериканского психоделического искусства 1960-70-х годов, однако спектр вопросов и проблем, затрагиваемых в работе, гораздо шире. Автор впервые в мировой исследовательской литературе рассматривает психоделическое искусство в широком историко-культурном контексте, формировавшемся на протяжении тысячелетий - начиная с «архаики» (первобытные шаманские культы, культура американских индейцев, исламский мистицизм) и заканчивая европейской художественной практикой XIX-XX веков, клубным андеграундом середины прошлого столетия и, конечно же, движением хиппи. И, действительно, во всех этих явлениях обнаруживается важная точка пересечения – обращение к подсознательному и бессознательному слоям человеческой психики, трансовым состояниям, архетепическим образам, сюжетам, определенным драматургическим приемам.
Тема психоделии, тесно связанная с употреблением изменяющих сознание веществ, как уже говорилось, чрезвычайно сложна и дискуссионна, зачастую даже табуирована в современном обществе. Однако нельзя закрывать глаза на явление, существующее уже несколько десятилетий и давшее признанные образцы художественных произведений в области литературы, живописи, музыки, театра. Виктория Кузьмина со смелостью, достойной звания ученого-первопроходца, бросается в это бушующее море медицинско-фармакологической, психологической, этнографической терминологии, с одной стороны, и причудливых символов, визионерских образов, «плохих» и «хороших» трипов, странных звуков, долгих музыкальных импровизаций, загадочной игры света и тени, многозначительных орнаментов – с другой. Задача, посильная только человеку увлеченному и глубоко знающему предмет, каковым, без сомнения, и является автор.
Психоделия, по определению В. Кузьминой – «сложное синкретическое явление, охватывающее широчайший спектр человеческой культуры, включающий в качестве основных составляющих искусство, магию, психотерапию, религиозно-философскую и социальную деятельность» (с. 44). Но возникают закономерные вопросы: 1) можно ли саму психоделию в полной мере считать искусством? 2) возможно ли создание психоделических произведений без применения расширяющих сознание веществ? К счастью, автор на оба вопроса дает утвердительные и исчерпывающие ответы, приходя к выводу, что «психоделическим» искусство делают не употребление наркотиков, а конкретные художественные техники и приемы, а также место и атмосфера, создающие определенный эмоциональный настрой и специфическое состояние сознания.
Книга состоит из нескольких разделов. В первой и второй главах В. Кузьмина дает общую картину явления, углубляется в его проблематику и делает исторический экскурс, рассказывая об истории религиозных культов разных народов и связанных с ними употреблений «веществ», а также о предвестниках психоделического движения в культуре прошлых веков. В третьей главе рассказывается о событиях ключевого для психоделии периода – конца 1960-х – в США и Великобритании (Вудсток, Алтамонт, лондонский клуб “UFO” и проч. – по сути, экспресс-ликбез на тему). Здесь же рассматриваются разновидности психоделического искусства – театр, музыка, кинематограф и др. Анализ художественных практик, и прежде всего такого направления рок-музыки 1960-70-х годов, как психоделический рок – самое ценное, и, безусловно, новаторское, что есть в книге. Подробный разбор песен Grateful Dead, Jefferson Airplane, Pink Floyd, The Rolling Stones (альбом “Their Satanic Majesties Request”) и других помогает вскрыть драматургические, саундовые, ладогармонические, метроритмические особенности психоделического рока как музыкального стиля (особенно интересны параллели с принципами современного формообразования, выдвинутыми композитором Д. Лигети).
Конечно, психоделик-рок в 60-е был скорее полем экспериментов, чем устоявшимся стилем, это уже потом на его основе выросли целые «гроздья» музыкальных направлений – от краута, стоунер-рока и спэйс-рока до трип-хопа и экспериментальной электроники. Хотелось бы проследить эту эволюцию, но, видимо, охват всех связанных с психоделией музыкальных направлений не входил в задачи книги. И если о музыке и поэзии в каких-то аспектах уже писалось (по крайней мере, на иностранных языках), то лайт-шоу и психоделический театр, анимация и кинематограф, видеоарт и веб-дизайн впервые становятся объектами подробного искусствоведческого анализа.
Психоделическая культура дала (и продолжает давать) миру много интересных произведений, которые воспринимаются достойно и в отрыве от породившей их субкультуры. И несмотря на «непонимание, отчуждение и раздражение», которые психоделическое искусство вызывало и по сей день вызывает в восприятии «нормального» общества, тема нуждается в дальнейшем исследовании.