2013 № 3 (8)

Фольклор в движении

На рубеже 70-х – 80-х годов ХХ века в крупных российских городах возник общественный интерес к отечественной традиционной культуре, который позднее стал называться фольклорным движением. Почву для него подготовили первые фольклорные коллективы этнографического направления, концерты в московском и ленинградском Домах композиторов с участием сельских музыкантов, нотные и звуковые издания аутентичного фольклора, появившиеся в 1960-е – 1970-е годы, творчество писателей и композиторов «новой фольклорной волны».

Три десятилетия – значительный срок в нашу эпоху глобальных политических и социокультурных изменений, дающий основания для серьезного анализа происшедших за это время событий и определения доминирующих тенденций в деятельности любительских и профессиональных коллективов этнокультурной направленности. Именно этой мыслью руководствовались организаторы научной конференции «Фольклорное движение в современном мире», прошедшей 1-2 ноября 2012 года в Государственном институте искусствознания. В ней приняли участие ведущие российские этномузыковеды, культурологи, руководители фольклорных ансамблей из Белгорода, Волгограда, Вологды, Москвы и Московской области, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Украины и Франции.

Тематика выступлений оказалась чрезвычайно разнообразной и охватывала широкий круг проблем, связанных с рассматриваемым феноменом общественной жизни. Среди них: история культурных взаимоотношений города и деревни (В.Н. Иванов), процесс «фольклоризации» общества (Е.Э. Гавриляченко, Э.В. Быкова), государственная политика поддержки народного творчеста (В.В. Путиловская), этапы формирования фольклорного движения в России и за ее пределами (О.В. Величкина, М.К. Любарт, Н. В. Сербина, И.В. Клименко), самосознание его участников (Ю.С. Дружкин, А.С. Кабанов), взаимоотношения между любительскими и профессиональными коллективами (Ю.И. Ковыршина, С.Р. Кулева, Д.В. Морозов), специфика практической этномузыкологии как научной дисциплины (С.Ю. Власова, Г.В. Лобкова), реконструктивная деятельность участников фольклорного движения (Е.А. Дорохова), этнотуризм (Е.В. Алиханова), особенности освоения фольклорных традиций в иноэтнической и полиэтнической среде (А.А. Войтович, С.Ю. Николаева). Доклады Н.Ю. Данченковой, Е.А. Савицкой, В.А. Кузьминой и Л.И. Левина были посвящены кругу явлений, близких фольклорному движению и составляющих его социокультурный контекст: авторской песне, фолк-року, воплощению народных песен академическими хорами.

В ходе обсуждения особое внимание привлекли такие проблемы, как влияние традиционной культуры на городскую и ее отражение в несценических формах работы коллективов (вечорках, «фольклорных дискотеках», детских праздниках); исполнительство как способ постижения народной музыкальной традиции; возможности взаимодействия фольклорных ансамблей этнографического направления с культурно-досуговыми и, в частности, с туристическими организациями.

Остро дискуссионным оказался вопрос о допустимости внесения каких-либо изменений в аутентичный музыкальный текст в процессе его исполнения. По этому поводу среди городских любителей фольклора существуют диаметрально противоположные мнения. Пуристически настроенные ревнители «чистоты традиций» отрицают целесообразность существования таких форм, чрезвычайно популярных в городской молодежной среде, как фолк- или этно-рок. Их оппоненты вполне резонно указывают на то, что такие «микстовые» явления давно и прочно укоренились в городе и не только не отталкивают, но, напротив, привлекают внимание молодежи к традиционной культуре.

На заключительном Круглом столе участники высказали свои впечатления от докладов и поделились мыслями о дальнейшей судьбе фольклорного движения в России.

Конференция проходила в дни работы Форума Российского фольклорного союза «Живая традиция». Все докладчики получили возможность принять участие в дискуссиях и творческих мастерских, прослушать концертные программы с участием коллективов из разных областей России, которые стали впечатляющей иллюстрацией докладов конференции и одновременно ее логическим завершением.