2012 № 4 (5)
Поздравляем с юбилеем!
70 лет для творческого человека – не возраст. Это счастливое время, если ты живешь в науке и наукой. Открываются новые горизонты, меньше сопротивление среды – к тебе уже привыкают, начинают чувствовать твою индивидуальную логику.
Николай Андреевич Хренов (17.12.1942) окончил 1968 ВГИК. Защитил кандидатскую диссертацию на тему: «От законов творчества к законам восприятия» (научный руководитель доктор искусствоведения В.Н.Ждан). Начиная с 1971 года, бессменно трудится во Всесоюзном институте истории искусств (ныне – Государственном институте искусствознания) Министерства культуры РФ. Прошел путь от младшего научного сотрудника до зав. отделом теории искусства. Много лет является заместителем директора Института. В Институте в 1992 году защитил докторскую диссертацию «Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности».
Большинство работ Н.А.Хренова посвящено публике зрелищ. Важнейшие из его монографических трудов: «Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики» (М., 1981); «Зрелищные искусства и человек» (Братислава, 1985); «Мифология досуга» (М., 1998); «Социальная психология искусства: Теория. Методология. История» (М., 1998); написанные в соавторстве «Введение в социологию искусства» (, СПб., 2001) и «Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность)» (СПб., 2001); «Культура в эпоху социального хаоса» (М., 2002); «Публика в истории культуры» (М., 2002); «Социальная психология искусства: переходная эпоха» (М., 2005); «“Человек играющий” в русской культуре» (СПб., 2005); «Зрелища в эпоху восстания масс» (М., 2006); «Воля к сакральному» (СПб., 2006); «Русский Протей» (СПб., 2007); «Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс» (М., 2007); «Образы великого разрыва: кино в контексте смены культурных циклов» (М., 2008); написанная в соавторстве «Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты» (М., 2011). Общее же число его работ достигает 600!
Хренов ведет большую общественную в Научного совета по истории мировой культуры РАН. Он создал и возглавил в нем Комиссию «Междисциплинарные исследования художественной деятельности». Н.А. Хренов – член Экспертного совета по философии, социологии и культурологии ВАК России при Минобрнауки и с 2000 г. – заместитель председателя диссертационного совета по эстетике и культурологии в Государственном институте искусствознания, эксперт Российского фонда фундаментальных исследований. В течение ряда лет он был главным редактором и идейным вдохновителем научного альманаха «Традиционная культура», выпускаемого Государственным республиканским центром русского фольклора при Министерстве культуры РФ. Хренов член двух крупнейших творческих союзов – Союза кинематографистов РФ и Союза театральных деятелей.
Многое уже сделано! Редакция журнала «Художественная культура» желает Николаю Андреевичу не сбавлять темпов! Крепкого здоровья, интересных идей, блестящих учеников!