2012 № 2 (3)
Ночная культура: освоение новых пространств, жанров и форм
Ночь в городе незаметно превратилась в пространство специализированных социальных институтов и сама, в каком-то смысле, стала мегаинститутом, равноправным дню, но со своим особым функционалом. Р.Жирар отмечал, что "наши институты... регулируют нас тем жестче, чем меньше мы помним об их роли"1. И ночь дает нам замечательный пример такой жесткой невидимой регуляции человеческой жизни. Она продолжает тихо насыщать нашу жизнь разного рода событиями, которые незаметно, не через праздники, вводит в наш обиход, заставляет играть по своим правилам. За частью из них стоит культурная составляющая, за другими новациями прямо или косвенно кроется экономика. Но, в общем, ведет она себя как настоящий социальный институт.
За два года, прошедшие с аналогичной конференции, ночь обогатилась новым формами деятельности и новыми идеями. Вот аналитический отчет состояния ночной жизни последних нескольких лет. Речь идет, впрочем, только о «правильной», не противоправной жизни. Это не анализ ночи – для него время еще не подошло, – а просто ее картины в крупных отечественных городах и встающие за ними, пусть еще не окончательно, тенденции.
В «нулевые» годы, когда только начиналась исследование ночи, в Государственном институте искусствознания на конференциях были сделаны интересные доклады о том, что такое ночные клубы, как возникала ночная жизнь, как она протекала в 1990-е годы. Думаю, что клубная жизнь во всем ее многообразии может считаться одной из главных составляющих современного ночного обихода человека. Но статистика в начале третьего тысячелетия порождала ощущение, что вот-вот ночная жизнь достигнет насыщения и начнется отлив, а бурный всплеск клубной жизни в последнем десятилетии века уходящего будет восприниматься как случайная ошибка лукавого. Часть клубов действительно закрылась, часть перепрофилировалась. Основная часть, впрочем, продолжала работать как нормальное клубное образование, в архетипе которого лежало сочетание ночного ресторана с музыкой, танцами и концертной программой. Со временем, однако, часть клубов, в том числе и вновь образуемых, стала руководствоваться какими-то новыми, принципиально иными концепциями, реализация которых подразумевала выход за пределы собственно клубных стен. Рождались новые клубные образования. И опирались они прежде всего на спортивные или околоспортивные организации и стены промышленных зданий, в которых и начался процесс джентрификации в России.
Начнем, как ни странно, с труда. В 2011 году можно было говорить о 126 типах «ночных» вакансий. И вдруг к ним прибавилась работа государственных центров занятости населения. Случайно или нет, но ночь вторглась на их территорию или же сами эти центры отвоевали кусок ночи. Вместо скучных бюрократических мероприятий международная студенческая организация AIESEC2 и дизайн-завод «Флакон» попробовали провести в ноябре 2011 года в Москве «Ночь Карьеры. От заката до успеха».
Сам дизайн-завод открылся в 2009 году в цехах бывшего завода «Хрустальный» им. Калинина, который в СССР выпускал, главным образом, посуду. Его выкупила у государства группа компаний «Realоgic», занимающаяся бизнесом в разных сферах - в основном, в области маркетинга и консалтинга. Согласно новой стратегии развития, на территории завода, наряду с офисными, появились так называемые ивент-площадки в стиле «лофт». Здесь разместились рекламные и ивент-агентства, студии дизайна и видео-производства, шоу-румы и мастерские дизайнерских товаров и услуг в которых днем проходят лекции, воркшопы, кинопоказы, выставки, презентации. Проводятся и «вечеринки». Для всего этого предусмотрены различные варианты размещения гостей, кейтеринга, бара, декораций, проекционной и звуковой техники. Бизнес и культура начали здесь замечательно взаимодействовать. А вечером дизайн-завод «Флакон» работет как ночной клуб. Но временами необычный.
Реклама одного из таких ночных мероприятий гласила (орфография подлинника сохранена): «Мы первыми проводим в России беспрецедентное карьерное мероприятие! Впервые молодые специалисты, студенты и недавние выпускники могут совместить приятное с полезным – провести вечер в приятной компании своих друзей и определиться со своим трудоустройством. Мероприятие объединяет всю активную молодежь из ведущих ВУЗов Москвы, одновременно заинтересованную в поиске своего будущего и любящих приятно провести вечер. Наша миссия – дать возможность познакомиться и пообщаться в неформальной обстановке студентам, молодым специалистам, и уже опытным представителям крупнейших компаний-работодателей. Мы понимаем, что привычный формат проведения карьерных мероприятий уже «приелся» участникам, и никто не получает удовольствие от посещения подобных ивентов. Ведь все участники таких мероприятий в первую очередь люди, и люди с широким кругозором, заинтересованные в саморазвитии и любящие живое общение. Именно поэтому мы решили оживить формат мероприятия и направить его развитие кардинально в другом направлении. Теперь мы предлагаем всем участникам возможность отказаться от привычных им и уже набивших оскомину «мастер-классов», «круглых столов», «лекций» и прочих формальных методов общения спикеров с аудиторией. Теперь мы предлагаем вместе обсуждать наиболее злободневные темы, смотреть и обсуждать самые интересные моменты любимых фильмов, делиться опытом, проверять на прочность свои проекты, играть, развлекаться, есть мороженое, фотографироваться, танцевать и многое-многое другое! »3.
Пространство «завода» было разбито на зоны. В «креативной зоне» предлагалось обсудить сюжеты одного из лучших американских телесериалов последнего времени «MAD MEN» и нашумевшего романа Ф.Бегбедера «99 франков», а заодно понять, всегда ли весело в офисах, в чем прелесть их работы, а также пройти тест на креативность и т.п. В «корпоративной зоне» можно было проверить, насколько вам близки ценности гигантов различных отраслей экономики, а также развеять мифы, узнать о стиле жизни, порядках в офисе и много других интересных фактов. В «зоне стартапов» можно было познакомиться с этим новым для человечества родом деятельности. Наконец, в зоне обучения можно найти единомышленников для посещения курсов, поинтересоваться результатами методик, попробовать себя, а также получить скидку на обучение в крупнейших центрах образования Москвы.
Что это – ночной клуб? дискотека? дом просвещения? все это вместе? Может быть, ночь дает возможность сочетать несочетаемое? Ведь выходит какой-то социальный постмодерн! И хотя первый блин на поверку оказался немножко комом, хотя не все сразу получилось, но идея была воспринята на ура. Возможно, в дальнейшем она и приживется. А искусство получит еще одну площадку для самореализации.
На том же дизайн-заводе в ноябре 2011 года прошла вечеринка-премия «Moscow Tuning Night в Дизайн-заводе FLACON». Это была ночь, посвященная одному из культовых среди молодежи фильмов «Форсаж». Но одновременно она стала и вечеринкой независимой уличной авто-культуры "Moscow tuning night", приверженцы которой в эти числа обычно отмечают закрытие летнего автомобильного сезона. Представители авторитетных авто-клубов, таких как Smotra, Nightracing, Kokos и URteam, и просто владельцы быстрых, красивых и дорогих машин продемонстрировали всем, что тюнинг автомобилей - это настоящее искусство. Как бы подтверждая такой статус, акция не обошлась без шума прессы – как специальной, так и общероссийской. На мероприятии было два десятка аккредитованых СМИ: «Тюнинг Автомобилей», «Форсаж», «Real Ride», «Авто», «Итоги», «Russia Today», «Vklybe.tv» и др. В вечеринке приняли участие ди-джеи, танцевальные коллективы в стиле GO-GO, и много различных шоу: световое 3D-шоу, экзотическое Freak Show, эротическое шоу, стриптиз-шоу «Мокрые майки»4. В общем, и здесь без исполнительского искусства не обошлось.
В Москве существуют еще два бывших завода, превращенные в крупные культурные центры и регулярно проводящие ночью мероприятия – «Винзавод» и Центр дизайна «ArtРlay», а также огромный культурный центр «Гараж».
Культурный центр «Винзавод» открылся в цехах бывшего межреспубликанского Мосвинкомбината, выкупленного у государства предпринимателем Р.В.Троценко. Талантом С.С. Троценко и Н.П. Палажченко он был превращен в один из крупнейших частных культурных комплексов столицы, открывшийся в 2007 году как Центр современного искусства. В Центре работают 11 галерей, 14 разных магазинов – от книжного «Фаланстера» до магазинов модной одежды и студий дизайна. На «Винзаводе» реализуются несколько образовательных программ, существует киноклуб и открытая площадка, предназначенная для проведения концертов, фестивалей и презентаций. В одной из реклам Центр подчеркивал: «ВИНЗАВОД концентрирует лучшие творческие ресурсы города и создает принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду… Инфраструктура ВИНЗАВОДа такова, что гости могут совмещать посещение художественных выставок, акций, лекций и мастер-классов, просмотр авторского кино с шоппингом и отдыхом в клубах и арт-ресторанах»5. С 2010 года на Винзаводе появилась традиция – устраивать каждый сезон вечер вернисажей: все галереи, объединенные под крышей винзавода, одновременно открывают новые экспозиции и работают допоздна. Показы сопровождаются диджей-сетами и выступлениями живых коллективов, конкурсами и дискуссиями. Но наиболее «ночным» здесь оказалось кино: «Ночь итальянского джалло», «Ночь киносновидений в кинотеатре под открытым небом», «Ночь фильмов Виктора Цоя»…
Участница одной из киноночей так описала свои ощущения: «Бессонная ночь на шезлонгах под открытым небом, в компании шерстяного пледа, обжигающего кофе и, конечно же, отличного кино - так вкратце можно охарактеризовать мою ночь с субботы на воскресенье. В открывшемся еще прошлым летом киноклубе при Винзаводе состоялся потрясающий ночной нон-стоп European Short Films, состоящих из избранных работ европейских режиссеров. Непонятным остался принцип подборки короткометражек для показа - организаторы жонглировали странами, десятилетиями, творческими направлениями и лейтмотивами, молодой фон Триер тут же сменялся Кшиштофом Кеслевски, а острая социальная тематика датских короткометражек - вызывающе-задорной испанской феерией, чей основной задачей, как видно, было высмеять саму идею снятия коротких фильмов. Этакий калейдоскоп всего, снятого за последние два десятилетия в европейской киноиндустрии.
Наверное, чередование разнообразного и совмещение несовместимого было использовано организаторами как единственное действенное средство, удерживающее внимание зрителей на протяжении 8 часов. Надо сказать, у них получилось - с тремя небольшими перерывами, во время которых публика волнообразно перетекала от бара на свежий воздух ночного Винзавода под оглушающий аккомпанемент некой андерграундной группы, ночь пролетела на одном дыхании. И в чашках чертовски крепкого кофе… Кстати, ночной Винзавод все-таки производит очень мощное впечатление. Странное тусклое освещение, красно-кирпичные стены, гулкий звук шагов в промежутках между зданиями - атмосфера некоторой заброшенности и запустения даже придает этому месту какой-то особенный шарм»6.
Такой «особый шарм» запустения в городе, как правило, связан с повышенным чувством опасности. Адреналин (пусть немного) выбрасывается в кровь даже в таком хорошо охраняемом месте, как «Винзавод». Его родственник – Центр Дизайна «ArtPlay» – вас сразу предупреждает: «По-одному ночью лучше не ходить! Опасно!!!». Действительно, рядом – Курский вокзал, железная дорога. Даже переход ночью между многочисленными корпусами Центра может таить опасность.
Центр дизайна «ArtPlay на Яузе», детище архитектора С. Десятова, в 2009 году занял цеха завода «Манометр», одного из самых старых в России предприятий. Завод Десятов получил в управление под реконструкцию в рамках концепции «Центр дизайна Artplay». Такого рода специализированные культурно-деловые и торговые центры в области архитектуры и дизайна давно не новость в развитых странах. Дошла очередь и до России. Сейчас в «ArtPlay» арендуют площади почти 500 специально отобранных фирм и шоу-румов, связанных с дизайном и частично друг с другом, архитекторов, а также Британская школа дизайна и новая экспериментальная школа «МИР» («Мастерская индивидуальной режиссуры») Бориса Юхананова, одного из ярких учеников А.А. Васильева. Суммарно зоны, где искусство превращается в бизнес, занимают основную часть площадей. Остальное отдано «умным» развлечениям, детям и поддерживающей их инфраструктуре.
Центр имеет два больших зала (около 1000 и 700 кв. м.), галереи для временных выставок, просторную уличную зону и много еще не отреставрированных помещений. Среди культурных событий, как правило, невозможно обнаружить танцевальные ивенты. Программы насыщены выставками, объединяющими актуальные художественные направления со всего мира – от живописи до 3D видео, от скульптуры до интерактивных инсталляций, концертов и звуковых перформансов. В Центре есть ночной бар и арт-маркет. В ночных концертах часто принимают участие профессиональные музыканты и композиторы электронной музыки, видеохудожники, а также учёные и программисты, которые экспериментируют в применении различных технологий. С Центром дизайна «ArtPlay» сотрудничают молодые композиторы, сгруппировавшиеся вокруг лейбла Soundartist.ru, которые получили профессиональное образование в Московской консерватории и работают на аппаратуре Музея А.Н. Скрябина. Центр открыт и для художественно интересных уличных субкультур. Здесь можно услышать экспериментальную электронную музыку, саунд-арт, электроакустику, живые выступления музыкантов, играющих в разных стилях на электронных инструментах и использующих радикальную импровизацию, интерактивность, многоканальные звуковые системы, акусматику7, узнать, что такое мультимедиа-арт, современный D.i.Y.-подход, нео-футуризм, сайенс-арт, альтернативность и др.8 Здесь же проходят поэтические вечера и ночные киновстречи,
Из важных «ночных» работ последнего времени нужно прежде всего отметить IV Московскую биеннале современного искусства "Переписывая миры" (Rewriting worlds), которая была развернута сразу на двух площадках: в Центре дизайна Artplay и в пространстве центрального магазина "ЦУМ Art Foundation". На биеннале были представлены работы около 80 художников более чем из 20 стран мира. Сам Центр во время Московской биеннале работал до трех часов ночи.
Важным событием для Центра стала выставка-спектакль лауреата премии «Золотая маска», легендарного инженерного театра АХЕ из Санкт-Петербурга, которая называлась "Депо гениальных заблуждений. 3 часа симультанного ахе-действия с бесконечным 3D-видеомаппингом, 13 элементов инсталляций, 9 проекций, 10 заблуждений». Основой для создания «Депо» послужили теории, касающихся различных аспектов мироустройства: от свойств элементарных частиц до происхождения Вселенной. Спектакль представлял собой уникальную инсталляционно-перформансную среду, основанную на поэтизации и визуализации фактов гениальных научных заблуждений последних ста лет. Театр АХЕ создаёт ассоциативно-пространственные модели, которые, в свою очередь, служат "экраном" для 3D маппинг видеопроекций9. В этой среде актёры разыгрывали театральные перформансы, раскрывавшие драматическую природу научных заблуждений. «Впервые в практике мирового театра, - писала «Стенгазета.нет», - мы можем наблюдать партнёрское взаимодействие живых исполнителей и 3D-видеомаппинга»10.
И хотя это действо не было приурочено непосредственно к ночи (были и дневные спектакли), ночь господствовала на сцене и в зале. Естественно, что полная темнота лежит и в основе видео-маппинга. Видимо, семантика ночи, в данном случае, пробивается и сквозь свет дня. Интересно, что и открытие Детского клуба Центра дизайна ArtPlay также было приурочено к «взрослой» "Ночи в музее-2011", о чем было объявлено особо. То есть, даже заведомо дневное мероприятие давалось через ощущение грядущей ночи.
Еще одна точка, где время от времени проходят крупные ночные культурные мероприятия – это Московский Центр современной культуры «Гараж», возникший по инициативе Д. Жуковой. Проект некоммерческий, его целью является развитие и продвижение разных видов и жанров современного искусства. Это одно из крупнейших выставочных пространств Москвы. «Гараж» был открыт 2008 году в помещении Бахметьевского гаража, по конструкции напоминающего Манеж. Кроме основного выставочного пространства, здесь располагаются книжный магазин, кинозал, медиатека и кафе. Проводятся смотры самых знаменитых произведений искусства, а также занятия, лекции, кинопоказы, дискуссии и другие культурные мероприятия. Кроме организации обширной программы актуальных выставочных проектов от известных и только еще дебютирующих художников, «Гараж» занимается реализацией образовательной программы, в которую входят серии лекций, дискуссии, кинопоказы, перформансы, занятия теорией и практикой искусства для детей и взрослых. Здесь также осуществляют различные проекты, в рамках которых происходят интерактивные события на площадках международного уровня.
В Центре современной культуры «Гараж» в 2010 году с грандиозным успехом прошла "Ночь фотографов". Это был показ фоторабот участников «ночи» для экспертов из разных стран мира. Впервые аналогичная акция была проведена в США в Хьюстоне в дни Международного фестиваля фотографии FotoFest в 2004 году и с тех пор стала традиционной. Она получила высокую оценку критиков, фотографов и гостей. «Ночь фотографов» – социальное событие, позволившее привлечь к современной фотографии внимание не только профессионального сообщества и коллекционеров, но и широкой публики. Московское мероприятие было организовано в рамках Международного фестиваля фотографии FotoFest совместно Фондом «Айрис» и информационным агентством РИА Новости. По форме это была творческая ярмарка, в которой смешались и простые ценители современной фотографии, и эксперты с громкими именами и весомыми должностями. Фотограф агентства «Магнум» Гарри Пинхасов, директор МДФ Ольга Свиблова, глава отдела фотографии Центра Жоржа Помпиду Квентин Бажак, Эдвард Эрл из Международного центра фотографии (Нью-Йорк) - это только часть тех, кого приехал на «Ночь фотографов» в «Гараж». Помимо участников, организаторы пригласили известных коллекционеров, галеристов, кураторов, а также коллег по цеху. И очень много было простых любителей. Все дружно тусовались до утра.
И все же, почему в данном случае именно ночь? Фотоаппарат любит свет. И чем дальше развивается искусство фотографии, тем это становится яснее. Но, думается, именно ночь проводит грань между «любителем пощелкать» автоматической камерой и фотохудожником, для которого фотоаппарат сродни кисти и мольберту художника. И фестивали света, которые проходят во всем мире, можно было бы сравнить с начальным элементом инициации многомиллионной «гильдии» фотографов, а саму Ночь фотографов – с посвящением в профессионалы.
Примерно то же самое происходит и в ночном спорте: ночью за руль, например, садится лишь тот, кто чувствует себя в силах, в каком-то смысле, быть спортсменом-профессионалом. И это без труда можно вычитать из постов.
Клуб автолюбителей «Ночная Москва», существующий под патронажем Правительства Москвы, был создан в 2005 году для проведения ночных гонок. Один из участников этих состязаний так отрефлексировал свое желание принять в них участие: «Вы не поймете, пока сами не испытаете этот кайф — ночь, огни, а ты, как ракета, летишь вперед. Заметишь на дороге себе подобных — посигналишь им. А они тебе, если успеют. В одну секунду можно прожить больше, чем за год. Наверное, люди, требующие тишины ночью в городе, правы. Но и они должны понять нас: мы молодые, нам город днем с его вечными пробками, заторами опротивел, хочется расслабиться, как-то снять психологический груз. Дайте нам полноценную трассу, подальше от жилых домов, где можно было бы гонять за двести, — и не будет никому проблем»11.
Первое время эти гонки были полулегальными и часто сопровождались скандалами с ГИБДД. Но с 2007 года Клуб «Ночная Москва» взял их под свою опеку и провел первые «Недетские гонки» по автоориентированию. Собралось более 100 команд и 2000 зрителей! Это были молодые обеспеченные люди, которые составляют наиболее активный слой населения. Сегодня соревнования по ночным гонкам именуются «Призраки ночных улиц». Игра идет целых пять часов и начинается в 23.00. Были продуманы и призы, среди которых, в частности, были скидки на ОСАГО. Все желающие принять участие в гонках должны были иметь подробную карту Москвы и Московской области, ручку или карандаш, фонарь и запасные батарейки к нему, одежду, которую не жалко испачкать, цифровой фотоаппарат (с возможностью видеосъемки) и др. Всё как в обряде инициации! Но и третье тысячелетие дает о себе знать: согласно правилам (!), все задания выполнять было не обязательно. Каждый выполняет ровно столько, сколько сможет12. Поэтому это не спортивная игра на результат, как многие аналогичные клубные игры, а, скорее, развлечение, но с явной примесью адреналина. Правда, для того, чтобы вступить в игру, каждый участник должен заплатить от 1000 до 1500 рублей – сумма для этих игроков смешная. Знание же города, которое они приобретают во время игры, для автомобилистов стоит намного дороже.
То же мы можем наблюдать у владельцев мотоциклов. Среди их клубов есть экстремистские – «Ночные волки» или «Ангелы ада», выступающие нередко как охранные структуры на городских мероприятиях. Но есть и другие любители байков, тоже связанные с ночью и с ощущением свободы, которую она дарит, но гораздо более миролюбивые. Об этом замечательно написано в программном документе клуба «Уходящие в ночь»:
«Мы – сообщество российских мотоциклистов. На нашей эмблеме – Месяц (символ Ночи) и Колесо (символ Движения и Дороги). Будучи рождёнными и выросшими в России, мы говорим и думаем на русском языке и потому мы именуем себя по-русски. Мы не боимся трудностей и не бежим от ответственности за свои дела. Мы - Уходящие в ночь – стремимся к свободе и независимости…В наше сообщество входят люди разных социальных слоев, разных взглядов и убеждений. Но всех нас объединяет одно – мы любим Дорогу и Мотоцикл. Самое же главное, что все мы, в первую очередь, друзья. Благодаря этому в основе нашего объединения - незыблемые вечные постулаты Мужского братства. В основе наших взаимоотношений – уважение и признание товарища как личности.
Каждый из нас может рассчитывать на поддержку и помощь друзей в любое время; каждый чувствует в себе ответственность за друга и его близких; все мы равны между собой. Плюс ко всему у нас есть общий Путь, по которому мы согласились идти вместе. Если кому-то претит идти по этому Пути с нами – это не наша забота. Мы не стремимся к увеличению нашего числа, но мы открыты для общения с теми, кому интересно с нами, и поддерживаем дружеские отношения со многими»13.
Мужское братство, ощущение неповторимой личности, открытость общения, - все это входит в незримый кодекс части субкультур ХХ века. В 2011 году клуб ярко отпраздновал свое 15-летие. Один из участников праздника так описал свои впечатления от праздничной программы: «Понравился ди-джэй "бородатый дед", который миксовал популярные рок-хиты в наркаманском стиле "дыц-дыц-дыщ". Хорошо бы наверно такого пенсионера хедлайнером сделать. Гвоздем программы была отважная эквилибристка…[которая] устраивала шоу в стиле таиландского "Go-Go"...». И все отметили, что куда-то пропал рок-н-ролл - верный друг байкера. Цитированный байкер отметил: «К сожалению, встречались и отрицательные моменты…
конечно, жаль что совсем не было никакого рок-н-ролла, а ведь многие привыкли, что байк и рок неразрывны. Хотя, конечно, может я старомоден, тенденции меняются, ведь например и на "байк-шоу NW14" теперь выступают Волочкова, Галкин, «Любэ» и Ксения Собчаг»15. Искусство в той или иной форме сплетается с, казалось бы, далекими от него клубными спортивными формами. Но обязательно подразумевает какую-то инициацию.
Иногда какой-то «ночник» может сегодня формально и не принимать форму клуба. Так, уже несколько лет в Москве проводится «Бег в летнюю ночь»16. Маршрут – от Коломенского до Воробьевых гор, 33 км. Начало забега в 24.00. Бегунов сопровождают и страхуют волонтеры на машинах, скутерах и велосипедах. Как настаивают организаторы, пробег имеет целью «получение удовольствия (от бега. - Е.Д.) участниками» и не ставит агитационных, политических, религиозных и культурно-просветительских задач. Он объявляется дружеским, его результаты не регистрируются, никаких стартовых и прочих взносов не требуется. Бежишь в том темпе, в каком хочется, с теми, с кем хочется. За куренье, выпивку на маршруте, как и неспортивное, вызывающее поведение, открытое дуракаваляние, употребление ненормативной лексики человек снимается с пробега. В конце – обязательный дружеский фуршет до открытия метро. И юмористическая приписка: «Уклонение от фуршета считается злостным нарушением правил»17.
Как правило, бежать собираются небольшими группками знакомых, но иногда знакомство начинается с постов в Инете, а затем, бывает, виртуальное знакомство переходит в непосредственное. Часть пути можно проделать, отколовшись от своих, и пробежать в другой компании или в одиночестве. Многие бегуны имеют плееры: 30 километров – это значительный отрезок времени и трудно себе представить современного молодого человека или девушку без музыкального сопровождения. В результате временами появляются в постах замечательные воспоминания о забеге: «…Ребята убежали далеко вперед, за пределы видимости. Два моста пешком и интервал медленного бега между ними восстановили мои силы. Я поменял музыку в плеере с оптимистично-веселой на медлительный, медитативно-спокойный Ulver. Эффект был потрясающий. Я бежал один по парку, среди черных теней, освещаемый редкими фонарями да фарами машин и волонтеров. Удачно подобранная музыка вкупе с обаянием ночного парка погрузили меня в приятный транс, и я вновь получал сказочное удовольствие от бега. Легко и непринужденно я плыл в темпе 5.00 мин/км, не прилагая никаких усилий к поддержанию скорости…»18. Можно такое себе представить днем? Впрочем, это риторический вопрос. А как определить этот вид «спорта»?
Очень интересен один из западных аналогов этой нарождающейся традиции — это "Ночь культуры". Она проходит в Рейкьявике, где 100 000 бегунов самого различного возраста совершают летние забеги в одну из летних ночей уже с 1995 года. Но там это праздник национальной культуры. В течение всей ночи, помимо забега, в различных точках города проводятся открытые показы кинофильмов, посвященных культуре и истории Исландии, выставки фотографий и приуроченные к фестивалю экспозиции в различных музеях. На улицах города выставляют свои картины художники, выступают актеры и музыканты. Бары и рестораны города предлагают различные гастрономические удовольствия и открыты до самого утра. В финале фестиваля обычно происходят выступления популярных музыкальных коллективов и традиционный фейерверк над городской гаванью. У нас пока ночью все по отдельности — мухи отдельно, котлеты отдельно.
В ночь потихоньку начали включаться и учреждения культуры – частью вместе с Министерством культуры, частью без него. В разных городах проходят «ночи музеев», «ночи библиотек», ночные спектакли и концерты и т.п. Среди этих акций есть как уже устоявшиеся, так и только еще зарождающиеся формы и типы.
Так, с недавних пор начали проводиться ночные экскурсии, в том числе костюмированные, по центру городов,. Благо памятники освещены и можно видеть даже их мелкие детали, а восприятие их в шуме и толчее дневного города несравнимо с ночным покоем. Может быть, поэтому таким успехом пользуются темы, связанные с мистическими местами, которые есть в каждом городе. Москва, например, каждые пятницы, субботы, а иногда и воскресенья обязательно становится «территорией призраков». Открываются ночные музеи. Во Владимире и Великом Новгороде начали работать музеи бессонницы, которые пользуются большой популярностью у туристов. Ночь стала принимать современных художников актуального искусства. Прошла «Ночь анимации», которая, возможно, займет устойчивое место в культурном календаре.
Ночь, как показала практика, – удачное время для нового искусства. Многие из этих «ночников» были связаны с новым авангардом: новой академической музыкой и авангардным театром. В Нижнем Новгороде летом 2011 года прошел первый в России ночной оупен-эйр современной академической музыки под названием: «Opus 52». 52 – порядковый номер нижегородского региона в России. Фестиваль был совместным детищем Нижегородского центра немецкой культуры, Немецкого и Польского культурных центров, посольства Германии в России, а также Приволжского филиала Государственного центра современного искусства. Он открылся в 20:00 на Театральной площади города, и имел два окончания: для обычных посетителей (хотя они вряд ли могли быть названы таковыми) в три часа ночи, а для особо стойких (таких набралось человек сто) − в шесть утра, где в форме «афтепати» в киноцентре «Рекорд» для них демонстрировались фильмы Феллини и Гринуэя. Подавляющую часть слушателей составляла молодежь около двадцати, ведущая обычный ночной молодежный образ жизни – флиртующая, целующаяся, обнимающаяся, смеющаяся, беспрерывно болтающая по мобильным телефонам и вряд ли когда-либо бывавшая на обычных концертах академической музыки. Среди этой публики выделялись председатель местного отделения Союза композиторов Б.С.Гецелев и один из крупнейших в стране специалистов по истории русской музыки ХХ века, профессор консерватории Нижнего Новгорода Т.Н.Левая, которая почти всю ночь вела концерты. Организаторами были задействованы четыре бесплатных автобуса, развозивших посетителей по окончании концертной программы в четыре конца большого по площади большого города.
А несколько раньше, мартовской ночью 2011 года, в здании Киевского вокзала в Москве показывали в рамках театральной «Маски» авангардный русско-польский спектакль «Железнодорожная Опера» - копродукцию двух независимых театральных компаний Варшавы и Москвы. Польская «Кomuna/Warszawa» – анархистская арт-группа, известная тем, что работает на стыке драматического театра, визуального искусства и перформанса. Русский «Liquid Theatre» – один из немногих отечественным театров, работающих в жанре site-specific – свободной импровизации. Его труппа состоит из актеров Москвы, Питера, Челябинска и некоторых других городов. Для массовых сцен был привлечен хор студентов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета. Актеры, в соответствии с жанром site specific, выстраивали «драматургию», исходя из ситуации, ориентируясь на звуки вокзала, ситуативные движения пассажиров и т.п. Во время спектакля монологи реальных пассажиров воспроизводились на специальных экранах, а музыканты в реальном времени синтезировали голоса людей и живые инструменты. Публика сидела в наушниках, через которые транслировался текст, и тем отличалась от обычных пассажиров, которые смотрели на «оперу» с нескрываемым удивлением, часто не понимая, что происходит.
В ночь с 20 на 21 апреля 2012 года в ряде городов России прошла первая социально-культурная акция «Библионочь». Ее организаторы - Ассоциация менеджеров культуры (АМК), социальная сеть Facebook, Российская Государственная детская библиотека, Государственный литературный музей, музей-усадьба «Ясная Поляна», Фонд «Пушкинская библиотека», компании «ABBYY» и «Фаланстер». Библиотеки надеются таким способом привлечь новую аудиторию и возродить интерес к книгам. Площадками для акции стали сотни библиотек, музеев, галерей, культурных центров и книжных магазинов в Москве, Туле, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Перми, Твери, Волгограде и других городах России. Программа «Библионочи» была сформирована самими участниками, которые представили на своих площадках и улицах культурные программы с участием литераторов, музыкантов, художников, артистов; прошли выставки и специальные проекты, была организована специальная детская программа. Организаторов очень удивило огромное количество народа, принявшего участие в мероприятии. В скором времени откроется сайт акции, но с разнообразными страницами прошедшей «Библионочи» можно ознакомиться в Интернете. «Библионочь» планируют проводить ежегодно в ночь с пятницы на субботу третьей полной недели апреля. Мероприятие должно предварять популярную акцию «Ночь музеев», которая проходит в мае.
Так постепенно заполняется новый праздничный культурный ночной календарь.
Но обычные ночные клубы работают в другом режиме – как секундная стрелка на часах, часто даже без выходных. Недаром все чаще по отношению к ночной жизни употребляется термин «ночная индустрия». Как любая индустриализация, ночной процесс выдвигает свои приоритеты и своих героев. Появляются премии (конечно, негосударственные!) – например, Night Life Awards19. Ими награждаются лучший танцевальный клуб, клубный персонаж, лучший бар, лучший ди-джей, клуб года. Специальная награда присуждается за вклад в развитие самой индустрии. Существует и «межклубная» афиша, в которой отражается ночная жизнь городов. В афише представлены не только Москва и Санкт-Петербург, но десятки городов. Хотя, конечно, такого, как «Nightspirit навигатор» в Москве, нет нигде в России. Человеку просто надо выбрать цель и определить время от и до, а робот сам предложит такой алгоритм перемещений, что у человека не останется вопросов, «что надеть» и «с кем пойти». Для Nightspirit.ru разработан каталог музыки, которая в этом году звучит в в клубах и иных заведениях, с разбивкой по стилям, жанрам и конкретно по клубам.
В ночную клубную жизнь включились и крупные концертно-развлекательные предприятия.
Один из действующих клубов на несколько тысяч мест предлагает удивительную водную вечеринку – Crazy AquaParty. Все действие происходит настоящей ночью, при мерцающем свете... Музыка - нон стоп. Все участники — в плавках и купальниках – таков дресс-код. Они могут плавать, съезжать с горок, танцевать в воде и на берегу... Это примерно то же, что мы видим на рекламах многозвездних отелей Северной Африки и Юга Азии. Но там по-настоящему жаркое лето, бесконечный день. А здесь на улице — холодная ночь. Вчитаемся, как подают это событие его организаторы:
«Ты любишь отрываться по полной? Ты знаешь толк в ночном отдыхе? Может, тебе наскучили вечеринки в клубах? Тогда вечеринка в Crazy AquaPartiy для тебя! Это вечеринка обещает быть самым сумасшедшим ночным событием этого года! И пройдет она в парке Фэнтези! Специально для тебя: +30 градусов, бикине под отличную музыку от лучших диджеев столицы. Ты вновь окунешься в атмосферу жары, праздника и безудержного веселья. Истинное удовольствие всего за 444 руб.! Сrazy Aqua Party – абсолютно новый подход к качественному ночному отдыху!
Аква-Party не только интересное развлечение для детей и взрослых, но и эффективное средство физического развития и закаливания. Они способствуют приобретению хорошей осанки, воспитывают смелость, решительность и волю.
Для Вас:
- разработка индивидуальной тематической программы.
- DJ+Ведущий.
- Большое количество реквизита
Мы приглашаем Вас провести шумную вечеринку и оттянуться на полную катушку.
Пример: Майями Бич
Родина пальм и небоскрёбов, протяженных пляжей и полиции нравов, а также самой бирюзовой береговой линии и шикарных особняков знаменитостей, – жаркий город-мечта – Майами! Мечтам пора сбываться. Посетить Майами, не перелетая океан, – что может быть заманчивей?
Только на одну ночь наш бассейн станет вожделенным пунктом назначения для настоящих ценителей шика и гламура. Почувствуйте себя жителем солнечного города счастья: красивые люди, модная музыка, головокружительные гонки и конкурсная программа от анимации»20.
Это сон? Нет, это столичная ночная явь. Такая же, как та, что появилась на месте военного Московского приборостроительного завода им. Казакова. Вместо этого прославленного предприятия возник громадный развлекательный клуб, самое большое помещение в котором рассчитано на шесть тысяч человек, а самое маленькое — VIP-зона – на 500 мест! Трехъярусный развлекательный центр собирает сонм любителей «комфорта и грандиозных шоу», сам ночной клуб будет оборудован парковкой на 500 машиномест.
Некоторые ночные клубы начали вырабатывать «Правила клубного движения». Например, такие:
1.Владей информацией. Пытайся узнать больше о вечеринке (что, где, когда, во сколько…)
2. Соблюдай дресс-код клуба.
3.Оставь ценные вещи дома. Бери с собой только самое необходимое.
4.Все в порядке очереди. Больше терпения!
5.Будь адекватен. Подходи на фейс-контроль в здравом уме, более или менее трезвом состоянии и в хорошем настроении.
6.Больше позитива! Будь приветлив…
7.Чувствуй себя как дома….
8.Помни про труд бармена. Создашь ему настроение чаевыми – он создаст тебе. …21
И т.д.
Православная церковь ахнула. И выступила с идеей – организовать Православные ночные клубы. Эту идею в 2009 году озвучил Протоиерей Всеволод Чаплин. По мнению Чаплина, раз молодые люди всё равно по ночам не спят, им необходимо придумать альтернативу клубам, в которых царят «алкоголь, наркотики и разврат». Ему бы хотелось, чтобы в новых клубах верующая молодежь могла бы за чашкой чая обсуждать вопросы жизни и смерти, литературу и кинематограф. Католики ведь уже организовали в Москве подобное заведение – культурный Центр «Духовная библиотека» на Покровке. Его посетители вечерами могут делиться впечатлениями о просмотренных фильмах, покупают и берут напрокат книги. "А клуб со стриптизом и водкой, думаю, не нужен в православной культурной среде", – добавил протоиерей Чаплин22.
Ночь продолжает наступление на привычную человеческую реальность. И наступление она ведет на двух фронтах - внедомашнем, где обычно обитал праздник, и тихом домашнем. Один из выступавших на конференции Русской антропологической школы студентов заметил: «Характерным явлением современности можно считать процесс интеграции двух «виртуальных» реальностей: компьютерной и сновидческой, которые, на первый взгляд, представляются такими похожими. По нашему мнению, этот процесс можно охарактеризовать как «виртуализацию виртуальности»23. Я думаю, что к этим двум реальностям с полным правом можно добавить третью – ночную жизнь наших крупных городов. Эту разную ночную жизнь!
Конечно, наши креативные кластеры на бывших советских заводах пока играют намного меньшую роль, чем могли бы. Государство с некоторой подозрительностью поглядывает на «креативщиков». Недаром, сами про себя они говорят: «Мы – креативное гетто!». Но работают! Работа идет и в ночных клубах и клубиках. Из мест встречи гламурной молодежи, которая собиралась только выпить и потанцевать, пофлиртовать и снять девушку на ночь они нет-нет да и становятся небольшими концертными площадками. И все-таки социальные институты тоже меняются и меняют жизнь.
Примечания
- См.: Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000. С. 29.
- АISEC – международная организация, которая дает молодым людям возможность раскрыть потенциал. AIESEC представлен в более чем 1100 университетах в 110 странах мира. AIESEC обладает инновационным подходом к привлечению и развитию молодых людей, акцентируя внимание на построении личных связей и на выявлении направлений и целей на будущее.
- Цит. по: http://www.jobsmarket.ru/get_page=239&content_id=15643012. Дата обращения: 03.11.2011
- См.: Мельникова М . Moscow tuning night. Цит.: http://mix-event.ru/baners/89-baner3.html.
- http://www.osd.ru/objinf.asp?ob=1056
- http://www.diary.ru/~tanzende-fuchsin/p163410012.htm
- Акусматика (греч.) — нечто слышимое. Синоним термина "электроакустическая музыка".
- http://theoryandpractice.ru/places/2036-tsentr-dizayna-artplay-na-yauze
- Видеомаппинг (video mapping) – световая видеопроекция, являющаяся одним из новейших направлений в аудио-визуальном искусстве и рекламе.
- http://www.stengazeta.net/article.html?article=7767
- http://www.sovsibir.ru/index.php?dn=news&to=art&ye=2011&id=3884 Дата обращения: 21.07.11.
- http://www.forum.lancer-club.ru/index.php?showtopic=100675
- http://www.uvn.su/
- NW – новая волна. Одно из стилевых направлений рок-музыки.
- http://www.uvn.su/uvnforum?func=view&catid=2&id=665
- Замечательный парафраз на мендельсоновский «Сон в летнюю ночь».
- http://nightrun.ru/
- 18 http://runnow.ru/Artozaurus/2011/06/05/05-iyunya-beg-v-letnyuyu-noch-dlitelnaya-318-km.html
- Премии за ночную жизнь (анг.)
- http://www.kuponika.ru/action/sumasshedshaja_vecherinka_crazy_aqua_party_v_akvap.html
- http://garage.chel.ru/pravila-klubnogo-dvizheniya/
- http://top.rbc.ru/society/10/04/2009/293568.shtml
- См.: Гоц Л.С. Рынок сновидений в культуре постмодерна. // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 5. РГГУ. - М., 2008. С.301.