2011 № 1 (1)
Новые книги Отдела народной художественной культуры ГИИ
Любительское художественное творчество в России ХХ века: Словарь. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 496 с. / Редколлегия: К.Г. Богемская, Н.Ю. Данченкова, М.В. Каманкина, Л.П. Солнцева, Т.Н. Суханова, А.П. Шульпин, М.В. Юнисов.
Фолькор и фольклоризм в меняющемся мире / Сб. ст. – М.: ГИИ, 2010. – 366 с. / ред-сост. Солнцева Л.П.
Любительство: XVIII – XXI вв.: От просвещенных дилетантов до рок-музыкантов. – М.: ГИИ, 2010, 308 с. / ред-сост. Богемская К.Г.
Шульпин А.П. Свой театр / Очерки театрального движения рубежа ХХ – XXI веков. М.: ГИИ, 2010. – 287 с. (c илл.)
Книги, представленные в настоящем обзоре[I] – небольшая, но значимая часть изданий, подготовленных и осуществленных Отделом народной культуры ГИИ. Все они вышли в один год - 2010. В своей совокупности издания дают достаточно полное и яркое представление о современном состоянии, проблемном поле и перспективах развития того научного направления, которое посвятило себя изучению форм художественной жизни, еще недавно считавшихся маргинальными, недостойным внимания академической науки.
*****
Словарь «Любительское художественное творчество в России ХХ века» представляет собой научное издание, посвященное любительскому творчеству России. В нем присутствуют обобщающие статьи, в которых дан анализ развития отдельных видов искусства (музыка, театр, изобразительное искусство, прикладное искусство, фотография, кино, пантомима, хореография, цирк), отражены понятия и термины, охвачены основные жанры и институции, представлены отдельные творческие коллективы и персоналии отечественного любительства прошедшего столетия.
В Словаре исследован большой культурный пласт, многообразный и неоднородный, затрагивающий жизнь большинства людей нашей страны, который однако лишь в малой своей части становился объектом внимания и серьезного изучения. Сфера любительской культуры взаимодействует с системой «большого» искусства («народный» театр, самодеятельное изоискусство), частично погружена в быт, растворена в повседневности (массовое пение, творчество народных умельцев), в ряде начинаний сопряжена с пластами традиционной народной культуры (фольклорное движение) или с новейшими средствами коммуникации (Интернет-творчество). Пестрая мозаичная панорама отдельных творческих судеб, артефактов искусства, художественных течений складывается в целостную картину, своеобразную летопись ушедшей эпохи.
Принципы Словаря дают возможность выделить как особо значимые явления любительского творчества, так и набросать портреты малоизвестных коллективов, самобытных объединений, художников-самородков из провинциальной глубинки. Словарный способ подачи материала неизбежно разворачивает, дифференцирует множество понятий, терминов, наименований, определений, неразрывно связанных с любительством, возникавших как в руководящих органах, так и непосредственно в гуще участников, в творческом процессе самопознания и поиска. Стремясь соблюсти основные принципы жанра академического словаря: даты, фактографические данные, четкость определений – авторы вместе с тем не связывали себя единообразием изложения. В ряде случаев сам предмет подсказывал форму его подачи: ведь едва ли ни основной задачей Словаря было передать то, что редко удается в сугубо теоретическом тексте – материю, ткань предмета осмысления, живого и динамичного, связанного со средой. В некоторых случаях авторы сохранили своеобразие речи, лексики, интонации своих героев. В статьях Словаря явления любительского творчества, как правило, рассматриваются с различных сторон: художественной, историко-культурной, социальной, политической, психологической, функциональной. Круг явлений, представленных в Словаре, расширен за счет привлечения материала последнего десятилетия XX - начала XXI века, дополнен за счет новых исследований. Таким образом Словарь не только стал итогом многолетней работы отдела, но и продолжил в словарной форме изучение любительства.
*****
Сборник статей «Фолькор и фольклоризм в меняющемся мире» (редактор-составитель Солнцева Л.П.) посвящен анализу особенностей функционирования традиционного фольклора и разнообразным проявлениям фольклоризма в современной культуре и искусстве. Как и книга «Петр Григорьевич Богатырев: Воспоминания, документы, статьи» (СПб., 2002) данный коллективный труд является итогом ежегодных Богатыревских чтений, которые проводятся в отделе более 15 лет.
Взаимодействие с фольклором и различными срезами традиционной народной культуры постоянно сохраняет свою актуальность для культурной и художественной жизни. Формы подобных метаконтактов многообразны и, похоже, их число со временем только увеличивается. На каждом новом витке развития цивилизации образуется свой «голод по фольклору» – потребность что-то воспринять из сокровищницы фольклорного наследия и воплотить в ином культурном измерении. Проявления фольклоризма вряд ли могут быть учтены во всем своем объеме. В некоторых областях гуманитарной науки – прежде всего, в литературоведении – сложилась и достигла значительных успехов традиция изучения фольклоризма. Однако относительно многих других – нелитературных – видов фольклоризма известно мало. Так, явно недостаточны современные научные представления о фольклоризме музыкальном, театральном, изучение кино-фольклоризма только делает свои первые шаги, о проявлениях фольклоризма в новообразованных «этажах» культурного пространства – СМИ, Интернете, неформальных объединениях – пока можно говорить только в самом первом приближении. Авторы сборника стремились заострить внимание на разнообразных видах и формах фольклоризма, определить подходы и методы их описания и изучения, представить новые материалы, способные привлечь интерес научной общественности к этой столь непростой в исследовательском плане сфере.
Открывает сборник теоретическая статья Я.В. Чеснова «Фольклорный концепт человека», в которой ставится задача раскрыть антропологические основания, на которых строится парадигма человека в народной культуре. Рассматривается использование природных факторов как элементов описания состояний человека. Самостоятельное творческое начало человека, связанное с его профессиональной компетенцией, соотносится с привычным понятием традиции. П.Р. Гамзатова рассматривает духовные поиски и концептуально-эмоциональные «ответы», реализованные в сфере художественной культуры в статье «Проблема этнической самоидентификации в искусстве Средней Азии и Северного Кавказа в конце ХХ века». Т.В. Котович в статье «Спектакль как хронотоп ритуально–обрядового комплекса» дает анализ спектакля « Нестеренка» на сцене белорусского академического театра имени Якуба Коласа. Л.П. Солнцева в статье «Юнцы, за которыми тысячелетия» исследует сценический язык спектакля «Эмигрантская песня» театра–студии «Ферма в пещере» (Прага). Его эмоциональное воздействие автор связывает с использованием народнопесенного материала русин, который был собран в фольклорных экспедициях членами этой молодежной труппы и стал основой атмосферы и ритмопластики спектакля. Статья Л.В. Фадеевой «Трансформация фольклорных мотивов комедии А.Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» в постановке Сергея Женовача» посвящена сравнительному анализу использования фольклорных мотивов драматургом и режиссером. Н.Г. Михайлова в статье «Фольклоризм в прозе Н.С. Лескова» показывает опосредованный характер использования писателем фольклорного материала. С.П. Сорокина дает характеристику типам вертепного театра, спонтанно возникшего в России в последнее десятилетие ХХ века. Статья Н.Ю. Данченкова посвящена вопросам новаторства и традиционализма в интерпретации народной песни выдающимся русским хоровым дирижером С.А.Жаровым. Художественные принципы, воплотившиеся в искусстве Хора донских казаков, рассмотрены в непосредственной связи с идеями и завоеваниями «нового направления» русской духовной музыки. И.П. Уварова представляет новый материал из личного архива о Дмитрии Покровском и его фольклорном ансамбле. Е.А. Дорохова и О.А. Пашина в статье «Взаимодействие народной календарной системы с системой советских праздников» рассматривают изменения, происходящие в русских календарных обрядах, анализируют адаптационные процессы в традиционной культуре ХХ века. Н.И. Жуланова в статье «World Musiс» и российский фольклоризм» характеризует одно из сравнительно молодых течений современной музыки, связанное с увлечением народным творчеством внеевропейских культур. Рассматриваются предыстория и история WM, ее этнографические и стилевые направления, наиболее известные представители, а также особенности социокультурного функционирования и отличия от аутентичного фольклора. Дан сравнительный анализ WM и российских форм музыкального фольклоризма, показано начало формирования отечественного сегмента WM. О.Д. Балдина в статье « Предметно-материальный мир традиционной народной культуры в проектных формах прошлого и настоящего» освещает роль общества и государства в отношении крестьянского «домашнего» производства, кустарных промыслов и других форм предметно–материального мира народной культуры. Г.П. Мельников в статье «Традиции и новации в народной игрушке в свете проблемы аутоидентификации мастеров» рассматривает инновационные процессы в творчестве мастеров современного народного искусства рубежа XX-XXI века. Публикация К.Г. Богемской « Витезслав Незвал об Анри Руссо» представляет текст введения к книге об Анри Руссо чешского поэта и художника-сюрреалиста, свидетельствующий об особом интересе представителей этого направления к «примитиву». Статья Т.Н. Сухановой «Сетевые ники: образ жизни и «народное творчество» посвящена исследованию ников — одновременно «имен» и «образов», создающихся пользователями Интернет для общения в самых различных видах сетевых коммуникаций (блогах, форумах, чатах). Внимание сфокусировано в первую очередь на тех ник-неймах, авторы которых относятся к созданию своего сетевого персонажа как к творчеству. В статье Я.В. Чеснова «Субстанции памяти: Родина, памятник Пушкину, ландшафт» дан философско-антропологический подход к проблеме национального ландшафта и культурной памяти. Рассматривая мемориальные аспекты городской и сельской ментальности, а также мемориальные артефакты исконных религиозных верований, автор анализирует знаковые функции деревянных и каменных меморатов, показывает механизм их действия как знаков соприкосновения с небом. На примере памятника А.С.Пушкину в Москве автор рассматривает вопрос вписанности памятника в исторически изменчивое пространство современного города.
*****
В сборнике, посвященном памяти нашего безвременно ушедшего коллеги Милихата Юнисова «Любительство: XVIII – XXI вв.: От просвещенных дилетантов до рок-музыкантов» (под редакцией также безвременно ушедшей Богемской К.Г.), разрабатывается проблематика взаимоотношений любительского и профессионального искусства с конца XVIII по XXI век.
Вступительная статья редактора-составителя К.Г.Богемской раскрывает новые аспекты в изучении художественно-культурной проблематики XIX века, концентрирует внимание на перекличках «между веками», показывает особенности изучения этого периода в гуманитарной науке нашей страны и у зарубежных исследователей. Статья М. Соколовой (МГУ) затрагивает феномен дилетантизма в Англии в XVIII веке и анализирует это понятие. Статья Е.Г. Лебедевой посвящена дилетантизму и любительству в царской семье в конце XVIII — начале XIX века. О.Н. Купцова обращается к проблематике любительского театра первой половины позапрошлого столетия. К любительскому театру современности обращается в своей статье А.П. Шульпин. Капустники послевоенного периода описаны и проанализированы в статье Е.Д. Уваровой. Новые аспекты изучения материала массовой культуры подымаются в статье Е.В. Дукова «Общественное сознание и поп-музыка» и статье Н.А. Мусянковой «Художники — рок-музыканты». В статье М.В. Каманкиной «Время Гарри Поттера: книга — автор — фандом» анализируется литературный сериал Дж. Роулинг, а также обширный пласт любительского Интернет-творчества (литературного, художественного, научного), возникшего на базе этого произведения. «Связь времен» является темой исследования Л.П. Солнцевой, посвященного Талашкину и попыткам возрождения культурных традиций, заложенных М.К. Тенишевой в 1890-е годы. Фактологию 1990-х годов излагает в своей статье руководитель театрализованных постановок в Талашкино Н.И. Пономарева. Статья Л.В. Фадеевой «Наговоры, заклинания, колдовства и проч.» из этнографического собрания художника И.С. Куликова» посвящена анализу «любительского» собирания фольклора, в приложении опубликованы образцы собранного художником Куликовым подлинного фольклора. Небольшая статья В. Щербакова создает теплый образ-воспоминание об участии Милихата Юнисова в институтских капустниках.
*****
В монографии Шульпина А.П. «Свой театр» раскрывается история становления ряда самобытных театральных коллективов рубежа XX-XXI веков. Зарождаясь как любительские объединения, некоторые из них перерастали рамки замкнутой кружковой жизни и становились театрами своего города, признавались и утверждались как центры театрально-художественного творчества.
На примерах отдельных провинциальных театров автор раскрывает реальное состояние и многоликость современного любительского движения, основные формы его самоорганизации и формы государственного регулирования, прослеживает путь коллективов от простейших шагов, от действий неофитов сцены до высокохудожественных новаторских постановок, от кружков, собирающихся по случаю каких-либо знаменательных дат и событий, до стационарных репертуарных театров, опирающихся на широкий зрительский ареал.
В книге анализируются репертуарные предпочтения любительских театров, своеобразие отдельных сценических решений. На конкретном материале автор стремится дать более общее — художественное, идеологическое, этическое —обоснование любительского творчества. Две главы посвящены новому «детскому» театру («театру, где играют дети») — широкому движению конца ХХ - XXI века. В силу целого ряда социально-экономических и гуманитарных сдвигов в жизни страны это движение вовлекло в свои ряды кадры одаренных профессиональных специалистов — педагогов, режиссеров, организаторов.
Завершает книгу теоретический очерк «Студийность». В нем характеризуются основные типы студий, исторически сложившихся в русском театре XX века, раскрывается понятие «студийность» как одно из ключевых и дискуссионных явлений театральной практики и теории культуры.
Примечание