2012 № 3 (4)

Метаморфозы телепесни

«Метаморфозы телепесни»

Дружкин Ю. С. Метаморфозы телепесни . – М.: ГИТР. 2012. 185 с.

В этом году в Издательском центре ГИТР им. Литовчина была издана монография Ю. С. Дружкина «Метаморфозы телепесни». Работа эта уникальная, и появилась она очень своевременно, так как сводит воедино два мощнейших и, вместе с тем, разноплановых феномена мировой культуры – телевидение и песню. Телевидение в последние полвека было главным и с каждым днем все более влиятельным средством массовой информации. За этот период в нем успела сложиться устойчивая система жанров, им заинтересовались исследователи, выявились законы, определяющие поведение телеаудитории. За последнее время телевидение успело приобрести и утратить своего рода информационную монополию, частично сдав свои позиции интернету, однако оно все еще оказывает огромное влияние на облик и поведение современного общества.

Песня – древняя, многоликая, живая – неизменно сопровождает человека и человечество с первых моментов жизни, связывая эпохи, одухотворяя историческую память. Предмет – вездесущ и необъятен, однако в последнее время незаслуженно обделен вниманием ученых. Особенно это касается такой любопытнейшей стороны вопроса, как ее жизнь в обществе, бесконечно порождающая новые универсальные общекультурные смыслы. Каково воздействие песен на личность, и на толпу? Как и кому их выгоднее продавать? Как рождаются хиты и кто такие звезды? Над этими и другими вопросами автор размышляет в своей книге, посвященной глубокому синкретическму взаимодействию песни и телевидения. Существует не так уж много явлений в современной культуре, которые могли бы соперничать с телепесней по величине и разнообразию аудитории, влиянию на массовое сознание, формирование модных трендов, вкусов и настроений общества.

На страницах своей работы автор предлагает логически обоснованные, убедительные и развернутые варианты системной классификации форм ее бытования, прикладных функций, способов осмысления. Такой подход позволяет использовать материалы книги как основу для дальнейших исследований и в качестве учебного пособия для гуманитарных ВУЗов.

Избранный научный метод потребовал привлечения богатейшего эмпирического материала, поэтому круг примеров чрезвычайно широк и разнообразен – это песни, представляющие различные исторические периоды, относящиеся к разным жанрам, нацеленные на разную аудиторию. На страницах книги они ведут между собой диалог, который органично вплетается в исторические зарисовки из жизни нашей страны.

В монографии значительно расширяется традиционный искусствоведческий взгляд на песню как на художественный текст. Она предстает многоаспектным и многофункциональным явлением: мы видим ее то товаром, то средством коммуникации, то инструментом массового психического воздействия. В процессе чтения начинаешь понимать, как телепесня трансформируется по мере своего становления, одновременно с этим отражая и формируя требования сменяющихся эпох; как она интегрирует индивидуальные миры, помогает людям понимать друг друга.

В то же время, предмет исследования вызывает в сознании автора ряд своеобразных, подчас глубоко личных, ассоциаций, метких наблюдений, ярких деталей, живописующих отечественную культуру. Поток воспоминаний свободно течет в русле постоянной рефлексии, и перед взором читателя постепенно и в самых разных срезах разворачивается жизнь наших сограждан со времен социалистической империи и до сегодняшней России; их цели, мечты и кумиры.

Размышления на тему природы телепесни как глобального явления современной культуры уводят автора из сферы культурологии и искусствоведения в такие области научного знания, как этнография, социология, экономика, философская антропология и психология восприятия. Песня, таким образом, становится той призмой, через которую наше общество и мы сами выглядим, подчас, совершенно неожиданно.

Особого внимания заслуживают размышления, касающиеся «жизненного пространства» песни как таковой и телепесни в частности. Идея множественности коллективных и индивидуальных миров, в каждом из которых песня выполняет свою функцию, подчиняется определенным закономерностям, рассуждения о реальности, иллюзорности или относительности этих субпространств превращают телепесню в магический инструмент и роднят ее с соответствующими объектами традиционной культуры.

В отдельной главе книги подробно разбирается аксиология телепесни, затрагиваются вопросы этики и эстетики (что хотелось бы отметить особо, так как в последнее время, несмотря на остроту проблем в этих сферах, они все чаще становятся достоянием досужих спекуляций, и все реже – серьезного, непредвзятого и добросовестного анализа). Автором предпринимаются также попытки семиотического и семантического анализа отечественной телепесни, описываются особенности бытования песенных текстов в различных возрастных и социальных группах. Информационная плотность текста очень велика, а круг проблем, охваченных работой широк настолько, что перечислять их здесь нет никакого смысла: книгу надо читать.

В заключение отметим, что «Метаморфозы телепесни» – это издание для людей, умеющих думать. Автор предлагает, без преувеличения, новый научный подход к изучению песни, вырабатывает своего рода ее «метафилософию», вырабатывает новую методологию исследования, которая, по всей видимости, может быть успешно использована для анализа других видов массового искусства современной информационной среды. А это, учитывая универсальность и сложность избранного объекта, а также неугасающий интерес к проблеме, делает появление этого труда чрезвычайно актуальным и своевременным.